В соответствии с пунктом 21 раздела I плана работы контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов» на 2013 год, утвержденного распоряжением председателя контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов» от 27.12.2012 г. №32п (с изменениями), на основании распоряжения контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов» от 15.04.2013 г. №15-01-03 и удостоверения на право проведения проверки №15-01-31, выданного председателем контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов» Масютиной Н.С., специалистами контрольно-счетной палаты: аудитором Юровой Е.Л. (руководитель проверки), инспектором инспекции по контрольно-ревизионной работе Бондаренко А.Н., с 16.04.2013 г. по 20.05.2013 г. проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница №7» комитета здравоохранения администрации муниципального образования «Город Саратов».
Период проверки: 2012-2013 годы.
Цель проверки: финансово-хозяйственная деятельность муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница №7» комитета здравоохранения администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее по тексту – МУЗ «ГКБ №7», Учреждение, Больница).
Проверка проведена с ведома главного врача МУЗ «ГКБ №7» и главного бухгалтера МУЗ «ГКБ №7».
При проверке использовались: Устав МУЗ «ГКБ №7», банковские документы, первичные учетные документы, отчеты об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, регистры бухгалтерского учета, контракты и договоры, конкурсная документация, другие нормативные и правовые документы.
1. Анализ учредительных и локальных документов, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность МУЗ «ГКБ №7.
Согласно Уставу, утвержденному 29.12.2011 г., МУЗ «ГКБ №7» отнесено к бюджетному типу учреждений. Собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Город Саратов».
Учредителями МУЗ «ГКБ №7» являются комитет здравоохранения администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее по тексту – Комитет здравоохранения) и комитет по управлению имуществом г. Саратова (далее по тексту – Комитет по управлению имуществом).
Учреждение создано в соответствии:
– с постановлением администрации города Саратова №475 от 29.10.1993 г. «О статусе муниципальных медицинских учреждений»;
– распоряжением комитета по управлению имуществом г. Саратова №417-р от 30.12.1996 г.;
– с приказом Управления здравоохранения г. Саратова №150 от 14.06.1996 г.
Запись о МУЗ «ГКБ №7» внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 26.11.2002 г. за основным государственным регистрационным номером 1026402668555.
Свидетельство о постановке МУЗ «ГКБ №7» на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Саратовской области выдано 17.01.1997 г., ИНН/КПП 6452048947/645201001.
Свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации) выдано Администрацией г. Саратова 8.01.1997 г. за номером 01036806.
Полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом Учреждения от имени муниципального образования «Город Саратов» осуществляет уполномоченный представитель собственника – комитет по управлению имуществом города Саратова в соответствии с действующим законодательством.
Место нахождения Учреждения совпадает с юридическим адресом: 410005, г. Саратов, ул. Соколовая, 306.
Согласно Уставу, МУЗ «ГКБ №7» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, круглую печать установленного образца, содержащую его полное наименование на русском языке. Учреждение вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием.
Правовое положение МУЗ «ГКБ №7» определяется действующим законодательством и Уставом.
В соответствии с Уставом МУЗ «ГКБ №7» создано с целью организации сохранения и укрепления здоровья обслуживаемого населения путем оказания высококвалифицированной медицинской помощи, проведения реабилитационных и профилактических мероприятий.
В структуру Учреждения входит стационар.
В целях предоставления свободного доступа к информации о деятельности государственных и муниципальных учреждений, повышения эффективности оказания государственных и муниципальных услуг данными учреждениями, а также создания современных механизмов общественного контроля их деятельности (в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 №83-ФЗ) с 01.01.2012 г. функционирует «Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях» (www.bus.gov.ru).
В соответствии с п. 3.5. ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. №7-ФЗ сведения об учреждениях размещаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на официальном сайте в сети Интернет на основании информации, предоставляемой муниципальным учреждением.
Согласно Уставу, Учреждение предоставляет для размещения на официальном сайте в сети Интернет в порядке, установленном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.07.2011 г. №86н «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта» следующую информацию:
1) учредительные документы Учреждения, в том числе внесенные в них изменения;
2) свидетельство о государственной регистрации Учреждения;
3) решение учредителя о создании Учреждения;
4) решение учредителя о назначении руководителя Учреждения;
5) план финансово-хозяйственной деятельности Учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном учредителем, и в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации;
6) годовая бухгалтерская отчетность Учреждения;
7) сведения о проведенных в отношении Учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;
8) муниципальное задание на оказание услуг (выполнение работ);
9) отчет о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за Учреждением муниципального имущества, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном Учредителем, и в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.
Проверкой установлено, что необходимые данные опубликованы с соблюдением требований действующего законодательства.
На основные виды деятельности Учреждением в ходе проверки представлены лицензии, выданные Министерством здравоохранения Саратовской области:
– на право осуществления медицинской деятельности – №ЛО-64-01-000918 от 02.06.2010 г., сроком действия до 02.06.2015 г. (серия ЛО-01 0002015);
– на право осуществления фармацевтической деятельности – №ЛО-64-02-000346 от 09.06.2010 г., сроком действия до 09.06.2015 г. (серия ЛО-02 0000935).
– на право осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II, в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» – №ЛО-64-05-000147 от 09.06.2010 г., сроком действия до 09.06.2015 г. (серия ЛО-05 0000300);
– на право осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список III, в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» – №ЛО-64-06-000111 от 09.06.2010 г., сроком действия до 09.06.2015 г. (серия ЛО-06 0000225).
Также представлены лицензии, выданные МУЗ «ГКБ №7» Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области:
– на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения: работа с устройством генерирующим рентгеновское излучение №64.01.02.000.М.001652.10.09 от 29.10.2009 г., сроком действия до 28.10.2014 г. (бланк №1461951).
– на право осуществления деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний №64.01.04.000.М000402.03.10 от 09.03.2010 г., сроком действия до 08.03.2014 г. (бланк №1756332).
Помимо основных видов деятельности, Учреждение вправе осуществлять следующие виды приносящей доход деятельности: оказание платных медицинских и сервисных услуг юридическим и физическим лицам.
2. Проверка исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения и состояния бухгалтерского учета.
В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» МУЗ «ГКБ №7» преобразовано в муниципальное бюджетное учреждение, финансирование которого в проверяемом периоде осуществлялось путем выделения субсидий на выполнение муниципального задания.
Порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями и финансового обеспечения выполнения этого задания, утвержден постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 12.11.2010 г. №2781 (далее – Постановление администрации города №2781).
Учреждению муниципальное задание утверждено Комитетом здравоохранения: на 2012 год – 01.01.2012 г., на 2013 год – 01.01.2013 г.
Согласно требованиям п. 3. ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», муниципальное задание для бюджетного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основным.
Уставом в качестве основных видов деятельности МУЗ «ГКБ №7» определены:
– медицинская деятельность;
– деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (использование, отпуск, перевозка, приобретение, хранение), внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
– деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ (использование, отпуск, перевозка, приобретение, хранение), внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
– деятельность в области ионизирующего излучения;
– деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний.
Муниципальными заданиями на 2012 и на 2013 годы для МУЗ «ГКБ №7» определено выполнение муниципальной услуги – «Организация оказания стационарной медицинской помощи».
Объем муниципальной услуги в муниципальном задании на 2012 год указан в натуральном показателе 26000 койко-дней по профилю медицинской помощи, оказываемой Учреждением – лечение ожоговых больных. Объемный показатель муниципальной услуги, предусмотренный в муниципальном задании, установлен на уровне плановых объемов, утвержденных для МУЗ «ГКБ №7» в территориальной программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в Саратовской области гражданам Российской Федерации на 2012 год (далее – Программа госгарантий).
Фактическое исполнение составило – 25989 койко-дней.
Показатели, характеризующие качество, оказываемой Учреждением муниципальной услуги в муниципальном задании определены в виде:
– удовлетворенности населения медицинской помощью – 70%;
– смертности населения – 14,8 ед. на 1000 населения;
– смертности населения в трудоспособном возрасте 579,0 ед. на 100 000 населения;
– смертности населения от внешних причин 156,4 ед. на 100 000 населения.
Согласно представленной отчетности, фактическое значение данных показателей по итогам 2012 года составило:
– удовлетворенности населения медицинской помощью – 96,3%;
– смертности населения – 0,01 ед. на 1000 населения;
– смертности населения в трудоспособном возрасте 96 ед. на 100 000 населения;
– смертности населения от внешних причин 14,65 ед. на 100 000 населения.
В качестве потребителей муниципальной услуги в муниципальном задании на 2012 год было указано население муниципального образования «Город Саратов» и Саратовской области. Однако, МУЗ «ГКБ №7» оказывает медицинские услуги гражданам, проживающим и в других регионах Российской Федерации. Кроме того, не определена категория юридических лиц (например, по формам собственности), которым услуги должны предоставляться на безвозмездной основе за счет средств бюджета или за плату.
В отличие от 2012 года, в муниципальном задании на 2013 год в качестве потребителей муниципальной услуги указаны только граждане РФ, не застрахованные по обязательному медицинскому страхованию, а не население муниципального образования «Город Саратов» и Саратовской области.
Объем муниципальной услуги в муниципальном задании на 2013 год указан в натуральном показателе 661 койко-день стационарной медицинской помощи. Фактическое исполнение показателя стационарной медицинской помощи, оказанной гражданам РФ, не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, только за первый квартал 2013 года составило – 902 койко-дня.
Показатели, характеризующие качество, оказываемой Учреждением муниципальной услуги в муниципальном задании определены в виде:
– рационального и целевого использования коечного фонда – 340 дней;
– средней длительности лечения в стационарных условиях – 16,0 дней.
Фактическое значение данных показателей по итогам первого квартала 2013 года составило:
– рациональное и целевое использование коечного фонда – 71,13 дня;
– средняя длительность лечения в стационарных условиях – 19,4 дня.
На выполнение муниципального задания Учреждению в 2012 году Комитетом здравоохранения были выделены субсидии на общую сумму 6044,0 тыс. рублей, в том числе на основании:
– Соглашения от 26.01.2012 г. №36 о порядке и условиях предоставления субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение муниципального задания в сумме 4040,0 тыс. рублей;
– Соглашения от 26.01.2012 г. №37 о порядке и условиях предоставления субсидии из муниципального образования «Город Саратов» на финансовое обеспечение муниципального задания в сумме 2004,0 тыс. рублей.
По состоянию на 22.12.2012 г. размер финансового обеспечения муниципального задания был уменьшен на 36,92% и составил 3812,3 тыс. рублей. В нарушение п.3 ст. 9.2, Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществлено без соответствующего изменения муниципального задания.
Кроме субсидий на выполнение муниципального задания Учреждению Комитетом здравоохранения за счет средств бюджета муниципального образования «Город Саратов» были выделены субсидии в сумме 98,0 тыс. рублей (Соглашения от 26.01.2013 г. №35) на реализацию долгосрочной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2012 — 2015 годы с перспективой до 2020 года», утвержденной постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14.10.2011 г. №2112 (далее – ДЦП «Энергосбережение»).
На выполнение муниципального задания Учреждению в 2013 году Комитетом здравоохранения были выделены субсидии на основании Соглашения от 14.01.2013 г. №7 о порядке и условиях предоставления субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение муниципального задания в сумме 751,0 тыс. рублей.
За счет средств бюджета муниципального образования «Город Саратов» Учреждению Комитетом здравоохранения были выделены субсидии:
– на реализацию долгосрочной целевой программы «Энергосбережение» в сумме 228,2 тыс. рублей (Соглашение от 14.01.2013 г. №46);
– на реализацию ведомственной целевой программы «Укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений здравоохранения города Саратова» в сумме 200,0 тыс. рублей (Соглашение от 05.03.2013 г. №118).
Пунктом 5.2 Устава Учреждения предусмотрено, что «финансово-хозяйственная деятельность Учреждения осуществляется в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности, утверждаемым главным врачом Учреждения».
Согласно п. 2.2 Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений, утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 20.01.2011 г. №29 и п. 18 Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности, утвержденного приказом комитета здравоохранения администрации муниципального образования «Город Саратов» от 30.12.2011 г. №761, план финансово-хозяйственной деятельности Учреждения утверждается комитетом здравоохранения администрации муниципального образования «Город Саратов».
Таким образом, п. 5.2 Устава МУЗ «ГКБ №7» противоречил вышеуказанным нормативным документам. В ходе проверки Учреждением в Устав внесены соответствующие изменения.
Фактически планы финансово-хозяйственной деятельности на 2012 и на 2013 годы утверждены председателем комитета здравоохранения администрации муниципального образования «Город Саратов», а не главным врачом Учреждения.
Показатели плана финансово-хозяйственной деятельности на 2012 финансовый год по поступлениям (доходам) и выплатам (расходам) утверждены в общей сумме 45685,8 тыс. рублей, из них:
– остаток средств на начало года составил 94,8 тыс. рублей (за счет поступлений от оказания платных услуг);
– субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания и целевые субсидии составили 44685,8 тыс. рублей (в том числе за счет бюджета – 6142,0 тыс. рублей, за счет ОМС – 38543,8 тыс. рублей);
– поступления от оказания учреждением услуг (выполнения работ) для физических и юридических лиц на платной основе, от иной приносящей доход деятельности – 905,2 тыс. рублей.
В проверяемом периоде 2012 года показатели плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения неоднократно подвергались корректировке, в результате по состоянию на 31.12.2012 г. показатели по поступлениям (доходам) и выплатам (расходам) составили 52584,7 тыс. рублей, из них:
– остаток средств на начало года составил 94,8 тыс. рублей (за счет поступлений от оказания платных услуг);
– субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания и целевые субсидии составили 51174,7 тыс. рублей (в том числе за счет бюджета – 3812,3 тыс. рублей, за счет ОМС – 35530,0 тыс. рублей, за счет средств выделенных на внедрение стандартов оказания медицинской помощи – 11734,4 тыс. рублей);
– поступления от оказания учреждением услуг (выполнения работ) для физических и юридических лиц на платной основе, от иной приносящей доход деятельности – 1315,2 тыс. рублей.
В проверяемом периоде бухгалтерский учет в Учреждении осуществлялся на основании Закона Российской Федерации от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 г. №157н (далее – Инструкция 157н), Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2010 г. №174н (далее – Инструкция 174н), Методических указаний по применению форм первичных учётных документов и формированию регистров бухгалтерского учёта, утверждённых приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.12.2010 г. №173н (далее – Указания 173н).
Бухгалтерский учет в МУЗ «ГКБ №7» осуществляется в автоматизированной системе «1-С Бухгалтерия».
Учетная политика МУЗ «ГКБ №7» утверждена приказом главного врача от 10.01.2012 г. №1-О параграф 7. Приказом от 09.01.2013 г. №№1-О параграф 7 в учетную политику Учреждения внесены изменения.
В нарушение п. 6 Инструкции №157н учетная политика Учреждения не содержит форм первичных документов для внутреннего учета, не являющихся типовыми, например, акт выполненных работ (оказанных услуг) по договору на оказание платных медицинских услуг.
3. Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Аналитический учет расчетов с поставщиками за поставленные товары (работы, услуги) ведется в журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками. Обоснованность расчетно-платежных операций, отраженных в бухгалтерском учете по счету «Расчеты по принятым обязательствам», подтверждена первичными документами.
По состоянию на 01.01.2012 г. дебиторская задолженность составила 36,7 тыс. рублей, кредиторская задолженность – 30,6 тыс. рублей.
По состоянию на 01.01.2013 г. дебиторская задолженность составила 79,7 тыс. рублей, кредиторская задолженность – отсутствует.
В нарушение п. 5 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 9 Инструкции 157н установлены факты несвоевременного отражения первичных учетных документов в регистрах бухгалтерского учета на общую сумму 179,45 тыс. рублей.
Например, акт №312947 от 16.12.2011 г. от УВД за сопровождение 24.11.2011 г. на сумму 0,448 тыс. рублей и акт №312948 от 20.12.2011 г. за сопровождение 15.12.2011 г. на сумму 0,448 тыс. рублей в учете отражены в январе 2012 года
Аналогично по задолженности Учреждения:
– Саратовскому филиалу ОАО «Волжская ТГК» за теплоэнергию на сумму 57,7 тыс. рублей;
– ОАО «Ростелеком» за услуги связи, справочную информацию и сервисные услуги на общую сумму 1,8 тыс. рублей;
– ООО «Саратовское предприятие городских электрических сетей» за электроэнергию на сумму 102,5 тыс. рублей;
– НПФ ООО «Утилита» за обезвреживание и утилизацию отходов класса Б на сумму 0,05 тыс. рублей;
– МУЗ ГКБ №2 им В.И.Разумовского на общую сумму 7,3 тыс. рублей;
– НП «ЦВКК» за приобретение книги на сумму 5,8 тыс. рублей;
– ОАО «Вымпелком» за услуги связи на общую сумму 3,4 тыс. рублей.
Из-за несвоевременно принятых к учету документов кредиторская задолженность, отраженная в бухгалтерской отчетности по состоянию на 01.01.2012 г., занижена. Это повлекло недостоверность годовой бухгалтерской отчетности по состоянию на 01.01.2012 г. в сумме 179,45 тыс. рублей, в части занижения показателей:
– по счету «Расчеты по принятым обязательствам» в Балансе (ф. 0503130);
– кредиторской задолженности в форме 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности».
Проверкой установлено, что оплата, возникшей в 2011 году задолженности за коммунальные услуги, произведена Учреждением в апреле 2012 года за счет субсидий, выделенных на выполнение муниципального задания. В соответствии с п. 2.7. Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания «субсидия не может быть направлена на погашение кредиторской задолженности прошлых лет».
Например:
– за электроэнергию (ООО «Саратовское предприятие городских электрических сетей») в сумме 102,5 тыс. рублей, оплата произведена по платежному поручению от 12.04.2012 г. №232 на основании счета-фактуры от 31.12.2011 г. №СФ-204909;
– за электроэнергию (ООО «Саратовское предприятие городских электрических сетей») в сумме 9,7тыс. рублей, оплата произведена по платежному поручению от 12.04.2012 г. №233 на основании счета-фактуры от 30.11.2011 г. №СФ-199981 и акта сверки от 31.12.2011 г.;
– за теплоэнергию (Саратовский филиал ОАО «Волжская ТГК») в сумме 57,7 тыс. рублей, оплата произведена по платежному поручению от 12.04.2012 г. №231 на основании счета от 31.12.2011 г. №17091/55054 и акта выверки взаиморасчетов от 01.01.2012 г.;
– за услуги связи (ОАО «Ростелеком») в сумме 1,8 тыс. рублей, оплата произведена по платежному поручению от 11.04.2012 г. №236 на основании счетов-фактуры от 31.12.2011г. №341-09-01-264243 и №341-09-01-013640;
– за обезвреживание и утилизацию отходов класса Б (Научно-производственная фирма общество с ограниченной ответственностью «Утилита») в сумме 0,05 тыс. рублей, оплата произведена по платежному поручению от 11.04.2012 г. №230, на основании счета от 21.12.2011 г. №324 и акта сверки взаимных расчетов за декабрь 2011 г.
Нарушение условий предоставления субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания, то есть нецелевое использование бюджетных средств в 2012 году составило в общей сумме 171,7 тыс. рублей.
В 2012 году в рамках мероприятий ДЦП «Энергосбережение» МУЗ «ГКБ №7» были оформлены договорные отношения с СРООИ «Вторая Весна» на проведение текущего ремонта зданий на общую сумму 93,1 тыс. рублей, в том числе:
– по контракту от 19.11.2012 г. №103, на сумму 60,9 тыс. рублей;
– по договору от 19.11.2012 г. №105 на сумму 32,2 тыс. рублей.
Предметом договоров являлась замена оконных блоков на ПВХ по адресу ул. Соколовая, 306.
Письмом Комитета здравоохранения от 07.12.2012 г. №03.02.01.01/5742 дано заключение на проект указанного договора о том, что договор не противоречит действующему законодательству, совершение сделки целесообразно.
Согласно двум актам выполненных работ (от одной даты и за одним и тем же номером) от 11.12.2012 г. №1, работы выполнены в полном объеме на сумму 32,151 тыс. рублей и 60,9 тыс. рублей соответственно.
В актах выполненных работ не конкретизировано место проведения ремонта (отделения, этажи или палаты, кабинеты и т.д.), что не позволяет проверить фактически выполненные объемы ремонтных работ по конкретным помещениям.
В соответствии с приказом комитета здравоохранения администрации муниципального образования «Город Саратов» от 19.08.2011г. №460 «О приемке выполненных ремонтных работ» лечебно-профилактические учреждения муниципального образования «Город Саратов» до подписания акта приемки выполненных работ (ф. 2) обязаны предоставлять в комитет здравоохранения:
– акт приемки выполненных работ (ф. 2) за подписью ответственного лица (комиссии) о соответствии объемов фактически выполненным работам;
– журналы учета выполненных работ;
– акты на скрытые работы.
Журналы учета выполненных работ должны вестись по наименованиям и видам работ с указанием фактических объемов выполненных работ в конкретных помещениях (комнатах, кабинетах и т.д.) по инвентарному плану.
В ходе проверки представлены журналы учета фактически выполненных работ без распределения по наименованиям и видам работ.
Оплата по контракту и договору произведена в полном объеме (по платежным поручениям от 20.12.2012 г. №1120 на сумму 60,854 тыс. рублей и №1121 на сумму 32,2 тыс. рублей).
Проверкой установлено, что Учреждение осуществляло расходы на содержание оборудования, не числящегося на балансе.
В проверяемом периоде МУЗ «ГКБ №7» с ОАО «Саратовгаз» заключен договор от 1.01.2012 г. №119/242-Ц-ТО на оказание услуг по техническому обслуживанию газопроводов и газового оборудования на сумму 12,5 тыс. рублей. Предметом данного договора является оказание услуг по техническому обслуживанию газопроводов и газового оборудования. Кроме прочих работ на сумму 3,8 тыс. рублей, подрядчиком, согласно Приложению №3 к указанному договору, осуществлялся следующий перечень работ: обход и осмотр трассы подземного газопровода, проверка на загазованность газовых колодцев и других коммуникаций, проверка газового ввода на загазованность и утечку током, обеспечение стального подземного газопровода суммарным защитным потенциалом всего на сумму 8,7 тыс. рублей.
Аналогично, МУЗ «ГКБ №7» с ОАО «Саратовгаз» заключен договор от 1.07.2012 г. №119/2770-Ц-ТО на оказание услуг по техническому обслуживанию газопроводов и газового оборудования на сумму 19,2 тыс. рублей. Предметом указанного договора является оказание услуг по техническому обслуживанию газопроводов и газового оборудования. Кроме прочих работ на сумму 3,8 тыс. рублей, подрядчиком, согласно Приложению №3 к указанному договору, осуществлялся следующий перечень работ: обход и осмотр трассы подземного газопровода, проверка на загазованность газовых колодцев и других коммуникаций, проверка газового ввода на загазованность и утечку током, техническое обслуживание отключающих устройств на подземном газопроводе, очистка газового колодца от грязи, техническое обслуживание задвижек на фасадном наружном газопроводе, проверка изолирующего фланца всего на сумму 14,9 тыс. рублей.
Оплата по данным договорам в общей сумме 31,7 тыс. рублей произведена в 2012 году в полном объеме за счет субсидий на финансовое обеспечение муниципального задания с подстатьи КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» (по платежным поручениям: от 11.04.2012 г. №220 на сумму 6,4 тыс. рублей; от 25.06.2012 г. №468 на сумму 6,1 тыс. рублей; от 20.12.2012 г. №1112 на сумму 19,2 тыс. рублей).
Необходимо отметить, что указанные газопроводы не переданы Учреждению в оперативное управление, следовательно, не учитываются на балансе МУЗ «ГКБ №7», а также отсутствуют в составе нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование.
Пунктом 4.3 постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 12.11.2010 г. №2781 «О порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями и финансового обеспечения выполнения этого задания» определено, что размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания для муниципального бюджетного учреждения рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (работ), объема оказания муниципальных услуг (выполнения работ) и расходов на содержание имущества муниципального бюджетного учреждения.
В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2011 г. №180н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации в Российской Федерации» (далее – Указания о порядке применения бюджетной классификации) на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием (обслуживанием, ремонтом) нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, казне муниципального образования.
Таким образом, в нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации и пункта 4.3 постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 12.11.2010 г. №2781 «О порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями и финансового обеспечения выполнения этого задания» произведены расходы на общую сумму 23,6 тыс. рублей, что является нецелевым использованием бюджетных средств.
4. Проверка учета основных средств и материальных запасов.
Дополнительным соглашением от 25.05.2012 г. без номера к договору от 30.12.1996 г. №461 «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления» заключенным между комитетом по управлению имуществом города Саратова и МУЗ «ГКБ №7», Учреждению передано муниципальное имущество первоначальной стоимостью 36750,7 тыс. рублей; остаточной стоимостью – 6900,1 тыс. рублей, в том числе:
– объекты недвижимости первоначальной стоимостью 11405,3 тыс. рублей, остаточной стоимостью – 430,6 тыс. рублей;
– особо ценное движимое имущество первоначальной стоимостью 25345,4 тыс. рублей, остаточной стоимостью – 6469,5 тыс. рублей.
За 2012 год поступило основных средств на общую сумму 271,2 тыс. рублей, выбыло – 407,9 тыс. рублей.
Право оперативного управления объектами недвижимого имущества оформлено в установленном законом порядке.
На момент проверки земельный участок, на котором расположено Учреждение, не оформлен в постоянное (бессрочное) пользование, что нарушает требования п. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Проверкой оборотных ведомостей по счетам 010100 «Основные средства» и 010500 «Материальные запасы» установлено, что в бухгалтерском учете Учреждения не числилась противопожарная сигнализация. Согласно п. 38 Инструкции №157н, противопожарная сигнализация предназначена для постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, для осуществления государственных полномочий (функций), либо для управленческих нужд учреждения со сроком использования более 12 месяцев. Противопожарная сигнализация принимается к учету в качестве объекта основных средств независимо от стоимости. Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 г. №359 (далее – ОКОФ), противопожарной сигнализации присвоен код 143319000. В соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1, противопожарная сигнализация относится к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования от 5 до 7 лет.
Также установлено, что в проверяемом периоде материальные ценности в виде жалюзи вертикальных отнесены как к основным средствам, так и к материальным запасам. Вместе с тем, учетная политика Учреждения не предусматривает порядка отнесения указанных материальных ценностей к основным средствам или материальным запасам.
В нарушение п. 41 Инструкции №157н в проверяемом периоде в составе основных средств числились материальные запасы:
– по состоянию на 01.01.2012 г. – принтеры (6 шт. – 57,0 тыс. рублей), мониторы (5 шт. – 46,7 тыс. рублей), фартук двухсторонний взрослый (1 шт. – 5,8 тыс. рублей);
– по состоянию на 01.01.2013 г. – принтеры (5 шт. – 37,7 тыс. рублей), мониторы (5 шт. – 46,7 тыс. рублей), фартук двухсторонний взрослый (1 шт. – 5,8 тыс. рублей).
В результате, искажение показателей Баланса (ф. 0503130), не повлекшее искажения валюты Баланса составило:
– по состоянию на 01.01.2012 г. по строке 010 «Основные средства» в части завышения на сумму 109,5 тыс. рублей, по строке 080 «Материальные запасы» в части занижения на сумму 109,5 тыс. рублей;
– по состоянию на 01.01.2013 г. по строке 010 «Основные средства» в части завышения на сумму 90,2 тыс. рублей, по строке 080 «Материальные запасы» в части занижения на сумму 90,2 тыс. рублей.
Сверкой оборотов по счетам 010100 «Основные средства» и 010500 «Материальные запасы» в Главной книге и Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) расхождений не установлено.
Проверкой обоснованности списания горюче-смазочных материалов в МУЗ «ГКБ №7» установлено, что по состоянию на 01.01.2012 г. и на 01.12.2013 г.на балансе Учреждения числилось 3 единицы автотранспортных средств, все в рабочем состоянии.
В ходе выборочной проверки учета и использования горюче-смазочных материалов (далее ГСМ) Учреждением были представлены муниципальные контракты и договоры на поставку ГСМ, путевые листы, кассовые чеки АЗС, подтверждающие факт получения нефтепродуктов.
Место постоянной стоянки транспортных средств приказом по Учреждению не определено. Первичным документом для учета работы транспорта в МУЗ «ГКБ №7» является путевой лист легкового автомобиля (форма №3), утвержденный Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 г. №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».
Списание топлива и смазочных материалов осуществлялось по нормам, утвержденным распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте».
В нарушение приказа Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 г. №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» во всех путевых листах за 2012 год и I квартал 2013 года отсутствуют:
– расшифровка подписи медицинского работника, проводившего предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителя с указанием фамилии, имени и отчества;
– номер удостоверения и класс водителя;
– подпись лица, пользовавшегося автомобилем.
В ходе проверки установлен факт неполного заполнения всех путевых листов и списания ГСМ. Например, во всех путевых листах, выданных с января по октябрь 2012 года, при заполнении оборотной стороны путевого листа указан маршрут движения только в пункт назначения, тогда как километраж отражен как в путь назначения, так и обратно. Между тем в письме Министерства финансов РФ от 20.02.2006 г. №03-03-04/1/129 по вопросу о возможности не отражать в самостоятельно разработанной форме путевого листа информацию о месте следования автомобиля, сообщается, что целью составления путевого листа, в том числе, является подтверждение обоснованности расхода горюче-смазочных материалов. Отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях. Подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции.
Всего за проверяемый период по путевым листам, не содержащим в составе своих реквизитов информацию о месте следования автомобиля, необоснованно списано с января по октябрь 2012 года 8666,9 литров на общую сумму 228,8 тыс. рублей.
За 2012 год было израсходовано ГСМ на общую сумму 270,0 тыс. рублей, приобретено запчастей на сумму 80,17 тыс. рублей. За I квартал 2013 года было израсходовано ГСМ на общую сумму 24,28 тыс. рублей, приобретено запчастей на сумму 145, 96 тыс. рублей.
5. Проверка правильности начисления и обоснованности выплаты заработной платы.
Оплата труда работников МУЗ «ГКБ №7» осуществляется на основании:
– решения Саратовской городской Думы от 30.10.2008 г. №32-355 «О введении новой системы оплаты труда, установлении компенсационных и стимулирующих выплат работникам муниципальных учреждений здравоохранения города Саратова» (далее – решение Думы от 30.10.2008 г. №32-355);
– решения Саратовской городской Думы от 30.10.2008 г. №32-353 «Об установлении должностных окладов общеотраслевых должностей работников муниципальных учреждений» (далее – решение Думы от 30.10.2008 г. №32-353).
В проверяемом периоде в Учреждении действовали:
– коллективный договор МУЗ «Городская клиническая больница №7» на 2012-2014 годы, утвержденный на конференции коллектива МУЗ «ГКБ №7» 26.12.2011 г. протоколом №3, согласованный с городским комитетом профсоюза работников здравоохранения г. Саратова и зарегистрированный в комитете по труду и социальному развитию администрации г. Саратова 27.12.2011 г., регистрационный номер 726;
– изменение в Коллективный договор МУЗ «Городская клиническая больница №7» на 2012-2014 годы, утвержденный на конференции коллектива МУЗ «ГКБ №7» 30.08.2012 г. протоколом №4, согласованный с городским комитетом профсоюза работников здравоохранения г. Саратова и зарегистрированный в комитете по труду и социальному развитию администрации г. Саратова 13.09.2012 г., регистрационный номер 527.
Указанным коллективным договором утверждено:
– Положение об оплате труда работников МУЗ «Городская клиническая больница №7» за счет средств обязательного медицинского страхования и средств муниципального бюджета;
– Положение об установлении стимулирующих надбавок работникам МУЗ «Городская клиническая больница №7»;
– Перечень должностей, работа на которых дает право работникам на повышение должностных окладов в связи с вредными, а также опасными для здоровья и тяжелыми условиям труда;
– Положение об оплате труда работников, занятых оказанием платных медицинских услуг.
В проверяемом периоде заработная плата из средств бюджета сотрудникам Учреждения не выплачивалась.
Сроки выплаты заработной платы в Учреждении установлены Коллективным договором и определены в 2012 и 2013 годах: за первую половину (аванс) – 27 числа текущего месяца, за вторую половину – 13 числа следующего месяца.
Кредиторская задолженность по заработной плате по состоянию на 01.01.2012 г. и 01.01.2013 г. отсутствует.
Выборочной проверкой соблюдения сроков выплаты заработной платы сотрудникам Учреждения нарушений не установлено.
В целях реализации мероприятий, направленных на совершенствование качества лечебно-диагностического процесса и обеспечение высокого уровня медицинского обслуживания населения, в Учреждении создан административный Совет.
Стимулирующие выплаты работникам Учреждения определяются на основании протокола заседания административного Совета. Деятельность административного Совета регламентируется соответствующим положением.
Общая штатная численность сотрудников Учреждения по штатному расписанию по состоянию на 10.01.2012 г. и на 01.01.2013 г. составляет 229 единиц.
Фактически было занято по состоянию:
– на 01.01.2012 г. – 218,5 ставок, при этом укомплектованность Учреждения физическими лицами составляла 52,5%;
– на 01.01.2013 г. – 215,25 ставок, при этом укомплектованность Учреждения физическими лицами составляла 54,6%;
– на 01.01.2012г. – 215,75 ставок, при этом укомплектованность Учреждения физическими лицами составляла 62,9%.
Среднемесячный заработок по категориям персонала составил:
Выборочной проверкой правильности начисления заработной платы сотрудникам Учреждения нарушений не установлено.
В нарушение Приказа Минфина РФ от 15.12.2010 г. №173н в 2012–2013 г.г. в Учреждении:
– не ведется Записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях (код формы 0504425);
– карточка-справка, применяемая для регистрации справочных сведений о заработной плате работников Учреждения, не соответствует утвержденной форме (ф. 0504417);
– табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. 0504421) ведется Учреждением в усеченной форме.
При проверке правомерности и обоснованности начисления заработной платы главному врачу МУЗ «ГКБ №7» установлено, что в соответствии с приложением 2 «Показатели и порядок отнесения учреждений к группам по оплате труда руководителей» к Положению о применении отраслевой системы оплаты труда, установлении компенсационных и стимулирующих выплат работникам муниципальных учреждений здравоохранения муниципального образования «Город Саратов», утвержденному решением Саратовской городской Думы от 30.10.2008 г. №32-355 «О введении новой системы оплаты труда, установлении компенсационных и стимулирующих выплат работникам муниципальных учреждений здравоохранения муниципального образования «Город Саратов» отнесение больничных и других лечебно-профилактических учреждений к группам по оплате труда руководителей учреждений устанавливается Комитетом здравоохранения по показателям коечного фонда:
– до 249 сметных коек – V группа по оплате руководителей;
– от 250 до 500 сметных коек – IV группа по оплате руководителей.
Согласно структуре Учреждения коечный фонд составляет 100 коек, то есть оплата труда руководителя Учреждения должна быть отнесена к V группе. В нарушение решения Саратовской городской Думы от 30.10.2008 г. №32-355 «О введении новой системы оплаты труда, установлении компенсационных и стимулирующих выплат работникам муниципальных учреждений здравоохранения муниципального образования «Город Саратов» Комитет здравоохранения приказом от 31.10.2008 г. №650 установил МУЗ «ГКБ №7» IV группу по оплате труда руководителя учреждения.
Таким образом, данное нарушение повлекло необоснованное завышение Учреждением фонда оплаты труда на сумму 108,7 тыс. рублей.
В ходе проверки установлены факты несоответствия наименований должностей, указанных в приказах по кадрам и трудовых книжках, действующему законодательству и штатному расписанию.
Согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 09.06.2003 г. №230 «Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения» функции по ведению бухгалтерского учета осуществляет «бухгалтер»; функции по управлению автомобильным транспортом осуществляет «водитель автомобиля». Штатным расписанием МУЗ «ГКБ №7» на 01.01.2012 г. утверждены должности:
– «бухгалтер»;
– «водитель автомобиля».
В соответствии с приказами по кадрам и записями в трудовых книжках, данные функции осуществляют:
– «бухгалтер расчетного стола» (С.);
– «бухгалтер материального стола» (К., В.);
– «водитель 1 класса» (например: Г., И.)
– «водитель 1 класса легкового автомобиля» (например: К.)
Таким образом, приказы по кадрам и записи в трудовых книжках не соответствуют штатному расписанию Учреждения, что противоречит ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации.
В ходе выборочной проверки трудовых договоров, установлено, что в нарушение ст. 56 Трудового кодекса РФ Учреждением не заключались трудовые договора с отдельными работниками (например, с водителем И.).
В ходе проверки установлено, что Учреждением не осуществлялась процедура оформления кадровых документов при изменении существенных условий труда работников (в частности, размера оклада).
В соответствии со ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовыми отношениями признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции – работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно абзацу 5 части 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) подлежат обязательному включению в трудовой договор.
В соответствии со ст. 72 Трудового кодекса РФ изменение сторонами определенных условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Таким образом, в нарушение ст. 72 Трудового кодекса РФ Учреждением с отдельными работниками не заключались дополнительные соглашения к трудовым договорам об изменении размера оклада работника. Например, при изменении оклада работнику К. из-за установления размеров индексаций на 1,065 в 2011 году и с 01.10.2012 года на 1,06, утвержденных решениями Саратовской городской Думы о бюджете на соответствующий год дополнительные соглашения к трудовому договору оформлены не были.
6. Забалансовый учет.
Выборочной проверкой ведения учета имущества и обязательств на забалансовых счетах за 2012 год установлено, что по счету 03 «Бланки строгой отчетности» на 01.01.2012 г. в Учреждении числилось 311 бланков стоимостью 0,3 тыс. рублей, в том числе:
– квитанции по приему наличных денежных средств от населения формы №10, в количестве 309 штук;
– медицинское свидетельство о смерти в количестве 2 штук.
По состоянию на 01.01.2013 г. остаток бланков составил 202 штук на сумму 0,2 тыс. рублей, в том числе:
– квитанции по приему наличных денежных средств от населения формы №10, в количестве 201 штуки;
– медицинское свидетельство о смерти в количестве 1 штуки.
В нарушение п. 337 Инструкции №157н на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности» в проверяемом периоде не отражались бланки «Листов о временной нетрудоспособности». Между тем по состоянию на 01.01.2012 г. их количество составляло 10 щт., а по состоянию на 01.01.2013 г. – 20 шт. В ходе проверки нарушение устранено. Бухгалтерской справкой бланки «Листов о временной нетрудоспособности» по состоянию на 01.05.2013 г. оприходованы на забалансовый счет.
7. Проверка обоснованности оказания медицинских услуг на платной основе.
Оказание платных услуг в Учреждении в проверяемом периоде осуществлялось на основании:
– положения о платных услугах, утверждённого 10.01.2007 г. (далее – Положение о платных услугах);
– разрешения на оказание платных медицинских услуг от 22.11.2011 г. №01.01/25, выданного Комитетом здравоохранения;
– тарифов на медицинские услуги, оказываемые Учреждением, утвержденных постановлением администрации города Саратова от 28.12.2006 г. №474А «Об утверждении тарифов на дополнительные медицинские услуги, оказываемые муниципальным медицинским учреждением «Городская больница №7» (далее – постановление администрации №474А «Об утверждении тарифов»).
Доходы от оказания Учреждением платных услуг составили:
– в 2012 году – 1412,9 тыс. рублей, в том числе благотворительная помощь в сумме 680,9 тыс. рублей;
– в первом квартале 2013 года – 115,8 тыс. рублей.
Расходы от оказания Учреждением платных услуг составили:
– в 2012 году – 790,6 тыс. рублей;
– в первом квартале 2013 года – 18,6 тыс. рублей.
Постановлением администрации №474А «Об утверждении тарифов» предусмотрено, что платные медицинские услуги Учреждение должно оказывать по личному заявлению граждан. В ходе проверки заявления не представлены.
Обязательными для исполнения всеми медицинскими учреждениями Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 г. №27 (далее – Постановление Правительства РФ №27), действовавшим в 2012 году и Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 г. №1006 (далее – Постановление Правительства РФ №1006) регламентировано, что предоставление платных медицинских услуг необходимо оформлять договором, в котором должны быть указаны условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.
В нарушение п. 11 Постановления Правительства РФ №27, действовавшего в 2012 году и п. 17 Постановления Правительства РФ №1006, действующего в 2013 году при заключении договоров на оказание физическими лицами платных медицинских услуг Учреждением не указывались:
– сроки получения пациентом медицинских услуг;
– условия получения медицинских услуг (в стационаре, на дому или амбулаторно).
Например, по договорам:
– от 10.09.2012 г. №32 с пациентом К. и т.д.;
– от 18.02.2013 г. №5 с пациентом Т. и т.д.
После заключения договора потребитель (заказчик) обязан оплатить предоставляемую Учреждением медицинскую услугу. Потребителю (заказчику) в соответствии с законодательством Российской Федерации выдается квитанция (формы по ОКУД 0504510), подтверждающая произведенную оплату за медицинские услуги.
При приеме наличных денежных средств в кассу Учреждением в соответствии с п. 3.1 Положения о порядке ведения кассовых операций №373-п оформлялись приходные кассовые ордера.
Унифицированная форма приходного кассового ордера (№КО-1) и порядок его заполнения утверждены постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 г. №88.
В нарушение постановления Госкомстата России от 18.08.1998 г. №88 при приеме наличных денег Учреждением в приходном кассовом ордере вместо фамилии, имени и отчества физического или наименования юридического лица, вносящего деньги в строке «Принято от» указывался номер квитанции. Тогда как реквизиты документа (название, номер и дата) по которому поступали деньги (договор, корешок банка, счет-фактура и т.д.) должны были быть отражены по строке «Приложение».
Таким образом, неправильное оформление приходных кассовых ордеров повлекло нарушение порядка ведения кассовых операций, составившее при выборочной проверке в 2012 году – 578,4 тыс. рублей, в 2013 году – 144,0 тыс. рублей.
В ходе проверки соблюдения порядка ведения кассовых операций, сохранности денежных средств, полноты и своевременности оприходования наличных денежных средств, поступивших в кассу Учреждения, обоснованности их списания, соблюдения лимита остатка кассы установлено, что на 2012 и 2013 годы в МУЗ «ГКБ №7» утвержден нулевой лимит остатка наличных денег в кассе.
В проверяемом периоде установленные лимиты не превышались.
В соответствии с п. 4 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления относится установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями. Согласно п. 7 ст. 24 Устава муниципального образования «Город Саратов», определение порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений находится в исключительной компетенции Саратовской городской Думы. Платные медицинские услуги относятся к группе прочих услуг.
Решением Саратовской городской Думы от 10.07.2009 г. №42-493 «О порядке установления тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений» (далее – решение Саратовской городской Думы от 10.07.2009 г. №42-493) установлено, что по прочим услугам тарифы утверждаются постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов».
Постановлением администрации №474А «Об утверждении тарифов» предусмотрен исчерпывающий перечень лиц, которым Учреждение может оказывать платные медицинские услуги (консультационные и лечебно-диагностические) – это только физические лица. Тарифы на оказание МУЗ «ГКБ №7» лечебно-диагностических услуг юридическим лицам не утверждены. Несмотря на это, Учреждением в проверяемом периоде были заключены и исполнены договоры с юридическими лицами на общую сумму 134,7 тыс. рублей на услуги по предрейсовому и послерейсовому медицинским осмотрам водителей. Например:
– по договору от 10.01.2012 г. №13 с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области на сумму 82,5 тыс. рублей;
– по договору от 09.01.2013 г. №1 с Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Институтом аграрных проблем Российской академии наук и т.д.
При заключении данных договоров Учреждением использовались тарифы, установленные для физических лиц.
Заключение Учреждением договоров с юридическими лицами на оказание им лечебно-диагностических услуг при отсутствии тарифов, утвержденных администрацией муниципального образования «Город Саратов» влечет нарушение п.2.2. решения Саратовской городской Думы от 10.07.2009 г. №42-493. Общая сумма необоснованно полученных Учреждением доходов составила 134,7 тыс. рублей, в том числе:
– за 2012 год – 111,5 тыс. рублей;
– за 2013 год – 23,2 тыс. рублей.
Кроме того, проверкой установлены факты несоблюдения Учреждением стандарта оказания медицинской услуги «Предрейсовый медицинский осмотр водителей». Например, по вышеназванным договорам на услуги по предрейсовому освидетельствованию водителей, Учреждение проводит только исследование выдыхаемого воздуха на пары алкоголя, тогда как предрейсовый медицинский осмотр водителей является комплексной услугой, состоящей из осмотра водителя терапевтом и исследования выдыхаемого воздуха на пары алкоголя. Несмотря на то, что осмотр водителей терапевтом не осуществляется, Учреждение берет на себя ответственность, проставляя в путевые листы штамп, свидетельствующий о прохождении водителем предрейсового медицинского осмотра и разрешающий его допуск к рейсу.
Выборочной проверкой порядка распределения денежных средств, полученных от оказания платных медицинских услуг, нарушений не установлено.
В ходе контрольного мероприятия проведена проверка наличия информации об осуществляемой Учреждением медицинской деятельности (работах и услугах). Проверка осуществлена с выходом на место размещения данной информации. В результате установлено, что информация о видах (объеме) медицинской помощи, предоставляемой бесплатно в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2012 год, и информация об услугах, оказываемых Учреждением на платной основе, размещены в доступных местах и форме.
В ходе проверки установлено:
1. Нарушение п. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в части отсутствия в учете оформленного в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, на котором расположено Учреждение.
2. Нарушения Трудового кодекса РФ:
– ст. 56 в части отсутствия в Учреждении трудовых договоров, заключенных с отдельными работниками;
– ст. 72 в части отсутствия в Учреждении дополнительных соглашений к трудовым договорам об изменении существенных условий оплаты труда, заключенным с отдельными работниками.
3. Нарушение приказа Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 г. №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» в части отсутствия во всех путевых листах за 2012 год и I квартал 2013 года:
– расшифровки подписи медицинского работника, проводившего предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителя;
– номера удостоверения и класса водителя;
– подписи лица, пользовавшегося автомобилем.
4. Нарушение п. 41 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 г. №157н в части необоснованного отражения в составе основных средств материальных запасов:
– по состоянию на 01.01.2012 г. – принтеры (6 шт. – 57,0 тыс. рублей), мониторы (5 шт. – 46,7 тыс. рублей), фартук двухсторонний взрослый (1 шт. – 5,8 тыс. рублей);
– по состоянию на 01.01.2013 г. – принтеры (5 шт. – 37,7 тыс. рублей), мониторы (5 шт. – 46,7 тыс. рублей), фартук двухсторонний взрослый (1 шт. – 5,8 тыс. рублей).
В результате, искажение показателей Баланса (ф. 0503130), не повлекшее искажения валюты Баланса составило:
– по состоянию на 01.01.2012 г. по строке 010 «Основные средства» в части завышения на сумму 109,5 тыс. рублей, по строке 080 «Материальные запасы» в части занижения на сумму 109,5 тыс. рублей;
– по состоянию на 01.01.2013 г. по строке 010 «Основные средства» в части завышения на сумму 90,2 тыс. рублей, по строке 080 «Материальные запасы» в части занижения на сумму 90,2 тыс. рублей.
5. Нарушение п. 337 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 г. №157н в части неотражения в учете на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности» бланков «Листов о временной нетрудоспособности».
6. Нарушение Методических указаний по применению форм первичных учётных документов и формированию регистров бухгалтерского учёта, утверждённых приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.12.2010 г. №173н в части несоблюдения требований:
– по ведению Записки-расчета об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях (код формы 0504425);
– по соответствию формы карточки-справки, применяемой для регистрации справочных сведений о заработной плате работников Учреждения, утвержденной форме (ф. 0504417);
– по соответствию формы табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, утвержденной форме (ф. 0504421).
7. Постановлением администрации города Саратова от 28.12.2006 г. №474А «Об утверждении тарифов на дополнительные медицинские услуги, оказываемые муниципальным медицинским учреждением «Городская больница №7» предусмотрено, что платные медицинские услуги Учреждение должно оказывать по личному заявлению граждан. В ходе проверки заявления не представлены.
8. В нарушение п. 11 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 г. №27, действовавших в 2012 году и п. 17 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 г. №1006, действовавших в 2013 году при заключении договоров на оказание физическими лицами платных медицинских услуг Учреждением не указывались:
– сроки получения пациентом медицинских услуг;
– условия получения медицинских услуг (в стационаре, на дому или амбулаторно).
9. При отсутствии утвержденных тарифов на оказание лечебно-диагностических услуг юридическим лицам, Учреждением заключались договоры с организациями, что повлекло за собой нарушение п. 2.2. решения Саратовской городской Думы от 10.07.2009 г. №42-493 «О порядке установления тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений», и, как следствие, превышение полномочий со стороны МУЗ «ГКБ №7» в части установления цен на услуги, утвержденные Учреждением, а не администрацией муниципального образования «Город Саратов». Общая сумма необоснованно полученных Учреждением доходов составила 134,7 тыс. рублей, в том числе:
– за 2012 год – 111,5 тыс. рублей;
– за 2013 год – 23,2 тыс. рублей.
Кроме того, при проверке установлены нарушения, имеющие стоимостную оценку:
– недостоверность годовой бухгалтерской отчетности по состоянию на 01.01.2012 г. в сумме 179,45 тыс. рублей, в части занижения показателей по счету «Расчеты по принятым обязательствам», указанных в Балансе ф. 0503130 и кредиторской задолженности, указанной в форме 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности», из-за несвоевременно принятых к учету первичных документов;
– необоснованное завышение Учреждением фонда оплаты труда на сумму 108,7 тыс. рублей (по причине необоснованного завышения группы оплаты труда руководителя согласно приказу учредителя – Комитета здравоохранения администрации муниципального образования «Город Саратов»);
– нарушение порядка ведения кассовых операций, составившее при выборочной проверке в 2012 году – 246,1 тыс. рублей, в 2013 году – 63,1 тыс. рублей;
– необоснованное списание ГСМ с января по октябрь 2012 года в количестве 8666,9 литров на общую сумму 228,8 тыс. рублей;
– нарушение условий предоставления субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания, то есть нецелевое использование бюджетных средств в 2012 году составило в общей сумме 195,3 тыс. рублей.
Аудитор контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов» Е.Л. Юрова