Контрольно-счетной палатой муниципального образования «Город Саратов» проведена проверка соблюдения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности и проверка обоснованности определения и перечисления в бюджет муниципального образования «Город Саратов» части прибыли, остающейся в распоряжении муниципального унитарного предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, за 2021-2022годы и истекший период 2023 года в муниципальном унитарном предприятии «Банно-прачечное хозяйство» г. Саратова» (далее — Предприятие).
Муниципальное унитарное предприятие «Банно-прачечное хозяйство» г. Саратова» создано с целью производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, извлечения прибыли. Предметом деятельности Предприятия является оказание физическим и юридическим лицам банно-прачечных услуг.
Согласно Уставу к основным видам деятельности Предприятия отнесены: физкультурно-оздоровительная деятельность; стирка, химическая чистка и окрашивание текстильных и меховых изделий; предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты. Кроме основных видов деятельности, Предприятие вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность, к которой отнесены услуги проката предметов банного туалета; пользование медицинскими весами; розничная торговля в неспециализированных магазинах; продажа банных веников и средств гигиены; услуги общественного питания, в том числе продажа безалкогольных и слабоалкогольных напитков.
Решением Саратовской городской Думы от 18.12.2014 № 42-472 «О положении о порядке определения размера и перечисления в бюджет муниципального образования «Город Саратов» части прибыли, остающейся в распоряжении муниципальных унитарных предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей» установлен норматив отчисления в бюджет города от прибыли, остающейся в распоряжении МУП ««Банно-прачечное хозяйство»» г. Саратова» после уплаты налогов и иных обязательных платежей – в размере 1%. Размер части прибыли исчисляется по результатам прошедшего финансового года на основании данных годовой бухгалтерской отчетности. Перечисление в бюджет города части прибыли осуществляется по итогам года до 5 апреля года, следующего за отчетным.
В проверяемом периоде финансовым результатом деятельности предприятия был убыток. В 2021 году убыток от продаж составил 11 050,0 тыс. рублей, чистый убыток — 3 050,0 тыс. рублей. В 2022 году убыток от продаж составил 9 584,0 тыс. рублей, чистый убыток – 2 312,0 тыс. рублей.
В 2022 году у Предприятия наблюдалось снижение объема выручки, обусловленное в числе прочего приостановлением деятельности по оказанию услуг банями № 4 и № 21. Кроме того, по итогам 2022 года произошло снижение объема выручки по бане № 11 на 3 486,0 тыс. рублей или на 25 % по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
В целях поддержания финансовой устойчивости Предприятия из бюджета муниципального образования «Город Саратов» были предоставлены субсидии на финансовое обеспечение затрат в рамках мер по предупреждению банкротства и восстановлению платежеспособности муниципальных унитарных предприятий на сумму 6 804,2 тыс. рублей, в том числе в 2021 году – 3 433,5 тыс. рублей, в 2022 году — 3 370,7 тыс. рублей.
В ходе контрольного мероприятия проведена проверка документов, подтверждающих право Предприятия на получение субсидии, по результатам которой нарушений не установлено. Использование средств субсидий произведено в соответствии с реестрами задолженности, планируемой к погашению за счет средств субсидий, входящих в перечень документов, на основании которых осуществлялось их предоставление.
Вместе с тем, в проверяемом периоде Предприятием допускались экономически необоснованные расходы на общую сумму 1 296,0 тыс. рублей, выразившиеся:
— в оплате клининговых услуг в рамках договоров с физическими и юридическими лицами на общую сумму 1 019,3 тыс. рублей при наличии в штате Предприятия сотрудников, на которых обязанность по уборке помещений бань возложена соответствующими должностными инструкциями;
— в дополнительных затратах Предприятия на оплату труда старших кассиров на общую сумму 276,7 тыс. рублей, должностные обязанности которых полностью идентичны должностным обязанностям кассира.
Предприятием было неправомерно списано 2017,67 л бензина АИ-92 на общую сумму 94,8 тыс. рублей на основании путевых листов, содержащих недостоверные сведения о показаниях одометра в части завышения пробега на 15 402 км.
В пользовании Предприятия находятся объекты нежилого фонда, закрепленные за ним на праве хозяйственного ведения, а также предоставленные в рамках трехсторонних договоров безвозмездного пользования, заключенных между комитетом по управлению имуществом города Саратова, комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» и МУП «Банно-прачечное хозяйство» г. Саратова».
В нарушение положений Гражданского кодекса Российской Федерации, условий договоров о передаче Предприятию в безвозмездное пользование объектов недвижимости (зданий бань) Предприятием в проверяемом периоде не осуществлялась плата в бюджет муниципального образования «Город Саратов» за пользование 5 земельными участками, сумма недополученных бюджетом доходов составила 379,0 тыс. рублей.
В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», условиями договоров муниципальное унитарное предприятие не вправе сдавать в аренду принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения, безвозмездного пользования недвижимое имущество без согласия собственника.
Вместе с тем, в отсутствие согласия собственника – комитета по управлению имуществом города Саратова — Предприятием осуществлялась передача в возмездное пользование третьих лиц части нежилых помещений общей площадью 225 кв. м для осуществления ими коммерческой деятельности (в бане № 7 — под организацию буфета, под установку 2 стиральных машин, оборудованных купюроприемником, под массажный кабинет; в бане № 11 — под организацию буфета, под установку 3 массажных кресел, под парикмахерскую, под массажный кабинет; в бане № 8 — под массажный кабинет; в бане № 16 — под массажный кабинет; в бане № 1 — под организацию буфета, под парикмахерскую, под массажный кабинет, под чистку ковров).
Отдельно следует отметить, что ранее, при проведении контрольных мероприятий в МУП «Банно-прачечное хозяйство» г. Саратова» контрольно-счетной палатой фиксировались аналогичные случаи несоблюдения требований законодательства при распоряжении муниципальным имуществом, что свидетельствует о системном характере данных нарушений и не принятии должностными лицами Предприятия соответствующих мер по их устранению.
По результатам контрольного мероприятия Предприятию направлено представление, мониторинг исполнения которого будет осуществлен в рамках мероприятий последующего контроля. Также в комитет по управлению имуществом города Саратова направлено обращение с указанием на необходимость принятия мер по пресечению и дальнейшему недопущению выявленных нарушений при распоряжении муниципальным имуществом.