Благоустройство парка в микрорайоне Изумрудный п. Юбилейный Волжского района г. Саратова осуществлялось в 2021 году в рамках исполнения муниципальной программы «Формирование современной городской среды муниципального образования «Город Саратов» на 2018-2024 годы», направленной на обеспечение безопасных, удобных условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния дворовых и общественных территорий.
Источником финансирования мероприятий по благоустройству парка в микрорайоне Изумрудный являлись средства городского бюджета. Заказчиком работ выступала администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов». Для выполнения работ по благоустройству парка в микрорайоне Изумрудный администрацией в 2021 году заключены и оплачены 7 муниципальных контрактов на выполнение работ, оказание услуг на общую сумму 72 285,8 тыс. рублей.
При проведении контрольного мероприятия по проверке законности и эффективности использования бюджетных средств, направленных в 2021 году на благоустройство парка в микрорайоне Изумрудный в п. Юбилейный Волжского района г. Саратова, контрольно-счетной палатой муниципального образования «Город Саратов» в деятельности администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов» был выявлен ряд нарушений и недостатков.
При своевременном доведении финансирования работ и отсутствии иных объективных причин администрацией не соблюдено установленное муниципальной программой требование о заключении договоров на выполнение работ по благоустройству общественных территорий до 01.07.2021: контракты на выполнение работ по благоустройству парка и оказание услуг по осуществлению контроля качества работ по благоустройству заключены позднее (23.07 и 25.07 соответственно), то есть с нарушением установленного срока.
В нарушение законодательно установленного порядка осуществления закупок для муниципальных нужд к контракту на выполнение работ по благоустройству парка, заключенному по итогам конкурентных процедур, было подписано дополнительное соглашение, в соответствии с которым объемы работ по отдельным позициям увеличены с превышением допустимого предельного уровня — 10 %.
В рамках реализации мероприятий по благоустройству парка администрацией осуществлена ненадлежащая приемка товаров, работ, не соответствующих условиям контрактов, что привело к неправомерному расходованию бюджетных средств на общую сумму 6 284,0 тыс. рублей.
Так, администрацией как заказчиком осуществлена приемка и оплата подъемной платформы для инвалидов модели БК- 320, а также работ по ее установке и пусконаладочных работ. Проверкой установлено, что фактически была поставлена и установлена платформа модели БК-350, которая по сравнению с подъемной платформой БК 320 имеет упрощенную схему управления, ручное складывание и раскладывание. По результатам проведенного анализа цен установлено, что текущая средняя рыночная цена платформы модели БК-350 более чем в два раза ниже цены платформы модели БК 320. Таким образом, администрацией приобретено и установлено по завышенной стоимости более дешевое оборудование с упрощенными техническими характеристиками.
Кроме того, администрацией приняты и оплачены работы по установке ограждения, состоящего из сварных панелей и столбов с покрытием цинк-порошковой эмалью протяженностью 170 п. м. Работы по установке предусматривали, в том числе, бетонирование столбов. В ходе проверки установлено, что ограждение, а также следы от его монтажа (демонтажа) в месте его установки на территории парка отсутствуют.
Проверкой также установлено несоответствие характеристик приобретенных и оплаченных администрацией объектов благоустройства, видов выполненных работ. В частности, вместо скамей парковых со спинкой с размерами 2700х1020х715 мм фактически установлены скамьи со спинкой с размерами 1750х500х900 мм; вместо скамей парковых на чугунных опорах «Ретро» с размерами 2700х1020х715 мм установлены шезлонги «Sammer 2» с размерами 745х700х1130 мм; вместо урн У-11, переворачивающихся круглых, из стального листа на ножках из стальной гнутой полосы, окрашенных цветными эмалями (размеры 610х300 мм) установлены урны GR LB210, окрашенные серой порошковой краской (размеры 810х370 мм), вместо работ по устройству гравийной отсыпки в зоне подхода к ступеням амфитеатра, принятых и оплаченных администрацией, фактически выполнено покрытие из асфальтобетона.
Кроме того, в результате допущенных ошибок в первичных документах на выполненные работы, администрацией произведена их приемка и оплата в завышенном размере, что привело к избыточному расходованию бюджетных средств.
В частности, в результате двойного отражения одних и тех же работ в актах о приемке выполненных работ, а также задвоения стоимости материала – «резиновой крошки» осуществлена приемка и оплата работ по устройству детского игрового комплекса «Активный склон» геопластика» по завышенной стоимости на сумму 41,5 тыс. рублей. Аналогично в результате необоснованного увеличения объема работ в акте выполненных работ администрацией приняты и оплачены в завышенном размере работы по устройству оснований из щебня для участка дороги на сумму 65,6 тыс. рублей
Администрацией как заказчиком неправомерно произведена приемка и оплата отсутствующего (фактически не поставленного) оборудования и фактически невыполненных работ на общую сумму 1 519,7 тыс. рублей, в том числе:
— устройств по обеспечению доступа инвалидов на территорию парка, включая покрытие из тактильной плитки, линии разметки, дорожные знаки, скамьи;
— металлических мусоросборников на металлической тележке в количестве 3 шт.,
что в соответствии с Бюджетным кодексом РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.
Выявленные в ходе контрольного мероприятия нарушения, связанные с ненадлежащей приемкой работ по благоустройству парка в микрорайоне Изумрудный, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении контракта на выполнение работ по благоустройству парка подрядчиком ООО «РСК» и являются основанием для взыскания штрафных санкций, предусмотренных условиями заключенного с ним контракта (в размере 1 % от стоимости контракта). Однако требование о взыскании штрафа в сумме 625,1 тыс. рублей за ненадлежащее исполнение контракта к подрядчику не предъявлялось.
Следует отметить, что на протяжении всего периода выполнения работ по благоустройству парка осуществлялся контроль качества работ на основании заключенного администрацией договора с ООО «СТАНДАРТ КАЧЕСТВА» на сумму 595,0 тыс. рублей.
Установленные факты ненадлежащего выполнения работ по благоустройству парка свидетельствуют о формальном выполнении ООО «СТАНДАРТ КАЧЕСТВА» обязательств по договору на осуществление контроля качества работ по благоустройству (подтверждены объемы фактически невыполненных либо ненадлежаще выполненных работ, непоставленных либо поставленных не в соответствии с условиями контракта устройств и оборудования). Следовательно, принятые и оплаченные администрацией услуги не могут считаться качественными, а результат оказанных услуг — достигнутым, что не соответствует принципу эффективности и результативности расходования бюджетных средств.
Администрацией допущено неэффективное расходование бюджетных средств на оплату услуг по проведению государственной экспертизы проектно-сметной документации по объекту «Благоустройство парка в микрорайоне Изумрудный МО «Город Саратов» на сумму 592,5 тыс. рублей по отдельно заключенному на эти цели договору, в то время как прохождение государственной экспертизы проектно-сметной документации по данному объекту было предусмотрено ранее заключенным договором на разработку проектно-сметной документации и оплачено администрацией. Однако при отсутствии объективных причин администрацией осуществлена приемка работ по разработке проектно-сметной документации без прохождения государственной экспертизы, то есть не в соответствии с условиями заключенного договора, что является нарушением законодательства о муниципальных закупках и повлекло неправомерное расходование бюджетных средств в сумме 594,0 тыс. рублей. Невыполнение подрядчиком работ в полном объеме является основанием для взыскания штрафных санкций, предусмотренных условиями заключенного с ним контракта (в размере 1 % от стоимости контракта). Однако требование о взыскании штрафа в сумме 59,4 тыс. рублей к подрядчику не предъявлялось.
В рамках реализации мероприятий по озеленению парка в микрорайоне Изумрудный в 2021 году высажено 1545 деревьев и кустарников, из которых на момент проведения проверки отсутствовало 567 единиц или 37 % от их общего количества, что свидетельствует о недостижении запланированного результата, установленного проектной документацией, муниципальным контрактом и неэффективном использовании бюджетных средств, выделенных на озеленение парка, на общую сумму 636,6 тыс. рублей.
В качестве подтверждения факта первоначальной высадки отсутствующих деревьев и кустарников администрацией представлены фотоотчеты, сделанные подрядчиком. Пояснения о причинах последующей утраты на территории парка принятых и оплаченных деревьев и кустарников в количестве 567 единиц, не представлены.
Часть объектов благоустройства стоимостью 2 908,0 тыс. рублей (покрытие из тактильной плитки, батут, подъемная платформа для инвалидов), приобретенных и установленных в рамках благоустройства парка, на момент проведения контрольного мероприятия не эксплуатировалась в связи с наличием недостатков монтажа, дефектов. Однако администрацией не принимались меры по их устранению в рамках гарантийных обязательств. Невозможность использования муниципального имущества стоимостью 2 908,0 тыс. рублей в соответствии с его назначением не соответствует принципу эффективности и результативности расходования бюджетных средств.
До настоящего времени также не используется в полном объеме приобретенное в 2021 году оборудование системы видеонаблюдения для обеспечения круглосуточного непрерывного контроля парка и безопасности граждан. Таким образом, запланированные результаты работ в части оборудования системы охранного телевидения не достигнуты, что не соответствует принципу эффективности и результативности расходования бюджетных средств и является неэффективным использованием муниципального имущества стоимостью 5 625,4 тыс. рублей.
При наличии фактов нарушения сроков выполнения договорных обязательств администрацией района не направлялись подрядчикам требования об уплате пеней.
Администрацией как держателем имущественной части муниципальной казны не обеспечен надлежащий контроль за сохранностью муниципального имущества, что повлекло утрату объектов благоустройства общей стоимостью 634,4 тыс. рублей: качели деревянные (двойные) в количестве 1 шт., информационные стенды (лавочки) в количестве 3 шт., скамья парковая со спинкой в количестве 1 шт., урны в количестве 14 шт.
Отражение в регистрах бухгалтерского учета администрации по состоянию на 01.06.2023 завышенной балансовой стоимости объектов на суммы невыполненных работ, а также отсутствующих (утраченных) объектов имущества повлекло искажение данных бухгалтерского учета на сумму 2 154,1 тыс. рублей и не обеспечивает достоверность информации об имуществе муниципальной казны, держателем которого определена администрация района.
Информация о результатах контрольного мероприятия направлена в Саратовскую городскую Думу, а также главе муниципального образования «Город Саратов». Результаты проверки были рассмотрены на оперативном совещании у главы муниципального образования.
По результатам контрольного мероприятия администрации направлено представление, мониторинг исполнения которого будет осуществлен в рамках мероприятий последующего контроля.