Информация о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности и внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета за 2012 год комитета по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»

В соответствии с пунктом 18 плана работы контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов» на 2013 год, утвержденного распоряжением контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов» от 27.12.2012 г. № 32п (с изменениями), на основании распоряжения контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов» от 22.02.2013 г. № 08-01-03 и удостоверения на право проведения проверки № 06-01-31 от 22.02.2013 г., выданного председателем контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов», инспектором Черновым А.С. (руководитель), главным специалистом Музуровой Н.Г., ведущим специалистом Фейзиковой Н.В. с 25.02.2013 г. по 25.03.2013 г. проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности и внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета за 2012 год комитета по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов».

Период проверки: 2011 – 2013 годы.

Цель проверки: финансово-хозяйственная деятельность и внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета за 2012 год комитета по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее Комитет).

Объект встречной проверки: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 79» г. Саратова (далее МАДОУ «Детский сад № 79» г. Саратова, ДОУ).

Проверка проведена с ведома председателя комитета по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее по тексту – Комитет, Комитет по образованию), в присутствии директора муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений образования города Саратова».

При проверке использовались: Положение о Комитете, банковские документы, первичные учетные документы, отчеты об исполнении смет, бюджетная роспись, регистры бухгалтерского учета, сведения для формирования кассового плана в части расходов бюджета города, контракты и договоры, конкурсная документация, другие нормативные правовые документы.

Анализ учредительных документов, локальных документов, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность Комитета по образованию

Комитет является отраслевым структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», осуществляющим управление в сфере образования в части и порядке, определенными в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами, имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету, лицевые счета в соответствии с действующим законодательством, гербовую печать со своим наименованием, соответствующие штампы и бланки, выступает истцом и ответчиком в суде. От своего имени совершает сделки, обладает имущественными и неимущественными правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комитет имеет статус юридического лица, функции и порядок деятельности которого, определяются Положением, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 25.09.2008 г. № 31-324 (далее – Положение).

Согласно Положению основными задачами комитета являются:

– организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам на территории города;

– организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования в пределах своей компетенции;

– обеспечение в пределах своих полномочий прав детей на отдых и оздоровление, сохранение и развитие учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей;

– организация отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних в каникулярное время в пределах своей компетенции;

– организация проведения общегородских мероприятий с детьми и молодежью в пределах своей компетенции.

Муниципальное имущество, необходимое Комитету для выполнения своих задач, закреплено за Комитетом на праве оперативного управления.

Юридический адрес и фактическое месторасположение Комитета: 410004, г. Саратов, ул. 2-я Садовая, д. 13/19.

Запись о Комитете внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 24.12.2002 г. за основным государственным регистрационным номером 1026403359949.

Комитет поставлен на учет в инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саратова 30.11.2000 г. с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) 6450015953, код причины постановки на учет (КПП) 645401001.

Комитет от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» осуществляет функции учредителя, предусмотренные законодательством об образовании.

В проверяемом периоде подведомственная сеть Комитета состояла из 34 муниципальных учреждений, из которых:

– 8 автономных учреждений;

– 7 казенных учреждений;

– 19 бюджетных учреждений.

В проверяемом периоде на основании постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 07.11.2011 г. № 2209 в подведомственную сеть Комитета включено муниципальное бюджетное учреждение «Городской молодежный центр».

Следует отметить, что на территории города Саратова в 2012 году действовало 295 дошкольных, общеобразовательных и дополнительного образования учреждений.

Комитет, являясь отраслевым структурным подразделением администрации города, проводит мероприятия по созданию, реорганизации и ликвидации учреждений, приостанавливает предпринимательскую деятельность муниципальных образовательных учреждений, если она идет в ущерб образовательной деятельности, осуществляет управление в сфере образования, координирует и контролирует деятельность только 11,5 % муниципальных образовательных учреждений из их общего количества. По остальным 88,5 % муниципальных образовательных учреждений, подчинённых администрациям районов города, Комитет в соответствии с п. 3.14. Положения осуществляет лишь методическое руководство и координацию деятельности по реализации образовательного процесса.

По состоянию на 01.01.2012 г. на территории г. Саратова действовало 114 муниципальных общеобразовательных учреждения, 167 муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования (без учета начальных школ-детских садов), 13 муниципальных учреждений дополнительного образования.

По состоянию на 01.01.2011 г. количество мест в муниципальных образовательных учреждения, реализующих программы дошкольного образования составило – 23043, по состоянию на 01.01.2012 г. – 24617, по состоянию на 01.01.2013 г. – 26043.

Количество мест в дошкольных образовательных учреждениях в 2012 году увеличилось на 1426 единицы, из которых:

– в результате реконструкции здания МДОУ «Детский сад № 162» на 230 мест;

– в результате возвращения в действующую сеть здания МДОУ «Детский сад № 216» – на 195 мест;

– в результате реконструкции МДОУ «Детский сад № 15» – на 100 мест;

– в результате реконструкции МДОУ «Детский сад № 52» – на 125 мест;

– в результате открытия дополнительных 40 мест после капитального ремонта в МДОУ «Детский сад № 65», МДОУ «Детский сад № 226»;

– за счет открытия 43 мест в группах кратковременного пребывания (п. 1.5 СанПиН 2.4.1.2791-10);

– 52 места – за счет открытия дополнительных групп в МОУ «Детский сад № 165», МДОУ «Детский сад № 53»;

– 19 мест – за счет открытия 6 семейных групп в МДОУ «Детский сад № 137», МОУ «Прогимназия № 237», МДОУ «Детский сад № 148», МДОУ «Детский сад № 5», МДОУ «Детский сад № 84»;

– 40 мест – за счет перепрофилирования коррекционных групп в общеразвивающие в МДОУ «Детский сад № 180», МДОУ «Детский сад № 14»;

– 582 места – за счет увеличения наполняемости групп в соответствии с СанПиН 2.4.1.2791-10.

Вместе с тем, количество детей, поставленных на очередь в дошкольные учреждения, возросло в 2012 году на 5008 человек и на 01.01.2013 г. составило 14172 человека.

Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 28.12.2011 г. № 2581 «Об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях муниципального образования «Город Саратов», реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на 2012 год» утверждены размеры родительской платы в 2012, 2013 годах при посещении дошкольных образовательных учреждений, подведомственных Комитету.

Расчет родительской платы установлен в соответствии с Порядком, утвержденным распоряжением комитета по образованию муниципального образования «Город Саратов» от 16.12.2010 г. № 15-р. В ходе проверки правильности исчисления размера родительской платы при посещении муниципальных учреждений образования, подведомственных Комитету, нарушений не установлено. Основная доля  родительской платы (70%) направляется на питание.

В ходе встречной проверки муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79» г. Саратова на предмет соблюдения норм питания воспитанников ДОУ СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» за четвертый квартал 2012 года, установлены факты завышения норм по отдельным категориям продуктов питания, что повлекло за собой перерасход на общую сумму 13,9 тыс. рублей, в том числе: мясо говядина 1 категории – на сумму 5,1 тыс. рублей, молоко и кисломолочные продукты – на сумму 4,6 тыс. рублей, молоко сгущенное – на сумму 1,4 тыс. рублей, кондитерские изделия – на сумму 1,7 тыс. рублей, картофель – на сумму 1,1 тыс. рублей. Вместе с тем, установлены факты занижения норм обеспечения питанием на общую сумму 6,5 тыс. рублей, в том числе по категориям продуктов питания: рыба филе – на сумму 1,8 тыс. рублей, сыр твердый – на сумму 1,9 тыс. рублей, овощи, зелень – на сумму 1,3 тыс. рублей, творог – на сумму 0,9 тыс. рублей, мука пшеничная на сумму 0,6 тыс. рублей.

Кроме того, в соответствии с приказом заведующей МАДОУ «Детский сад № 79» от 14.03.2013 г. № 25 о/д в ходе встречной проверки проведено снятие остатков продуктов питания на складе Учреждения у материально ответственного лица Р. по состоянию на 14.03.2013 г. В результате инвентаризации выявлены:

– недостача на общую сумму 397,2 рублей, в том числе: зелень разная, лук зеленый в количестве 0,16 кг на сумму 23,04 рубля, кофейный напиток в количестве 0,15 кг на сумму 37,56 рублей, лавровый лист в количестве 0,8 кг на сумму 284,0 рубля, лимон в количестве 0,52 кг на сумму 43,89 рубля, сахар-песок в количестве 0,3 кг на сумму 8,71 рублей;

– излишки на общую сумму 427,8 рублей, в том числе: горошек консервированный в количестве 0,53 кг на 45,54 рублей, дрожжи в количестве 0,4 кг на 14,92 рублей, крупа манная в количестве 0,62 кг на сумму 14,62 рублей, макаронные изделия в количестве 2,44 кг на сумму 57,43 рублей, масло подсолнечное в количестве 0,3 л на сумму 18,67 рублей, мясо говядина в количестве 0,12 кг на сумму 36,24 рублей, печенье в количестве 0,53 кг на сумму 48,3 рублей, повидло плодово-ягодное в количестве 1,15 кг на сумму 192,05 рубля.

  При выборочной проверке обоснованности списания продуктов питания со склада МАДОУ «Детский сад № 79» г. Саратова за февраль 2013 г., проведенной путем соотнесения количества питающихся воспитанников Учреждения, указанных в меню-требовании, с данными журнала «Движения детей по группам» установлено, что согласно меню-требованию за 13.02.2013 г. списание продуктов питания произведено на 68 детей, тогда как согласно журналу «Движения детей по группам» в этот день присутствовало только 67 детей.

Данный факт указывает на необоснованное списание продуктов питания на сумму 97,25 рублей.

В соответствии со ст. 69.2, 158 Бюджетного кодекса РФ, п. 1.2 Постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» «О порядке формирования муниципального задания на оказания муниципальных услуг (выполнения работ) муниципальными учреждениями и финансового обеспечения выполнения этого задания» Комитетом сформированы и доведены до подведомственных учреждений муниципальные задания.

Муниципальные задания сформированы с учетом требований действующего законодательства в части содержания показателей, характеризующих качество и (или) объем (содержание) оказываемых услуг (выполняемых работ), порядка контроля за исполнением муниципального задания, в том числе условий и порядка его досрочного прекращения; требований к отчетности об исполнении муниципального задания.

В соответствии с п. 8.2 муниципальных заданий Комитетом предусмотрены сроки предоставления отчетов о его исполнении – на 01 августа и на 01 января. Отчеты об исполнении муниципального задания подведомственными Комитету учреждениями представлены к проверке в полном объеме.

Проверка состояния бухгалтерского учета, исполнения сметы Комитета

В проверяемом периоде бухгалтерский учет в Комитете осуществляется на основании:

– Федерального закона РФ от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

– Федерального закона РФ от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

– Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н);

– Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 г. №162н (далее – Инструкция № 162н);

– Методических указаний по применению форм первичных учётных документов и формированию регистров бухгалтерского учёта, утверждённых приказом Минфина РФ от 15.12.2010 г. № 173н (далее – Указания № 173н).

Бухгалтерский учет в Комитете осуществляется в автоматизированной системе с использованием ПК АС «Бюджет – 21 Бухгалтерия» и ПК АС «Бухгалтерия 1С».

Ведение бухгалтерского учета Комитета и подведомственных ему учреждений осуществляет муниципальное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия образования города Саратова» (далее – Централизованная бухгалтерия).

В ходе встречной проверки установлено, что ведение бухгалтерского учета МАДОУ «Детский сад № 79» г. Саратова осуществляется Централизованной бухгалтерией на платной основе по договору на осуществление платных услуг от 10.01.2012 г. № 24.

Согласно п. 4.1. указанного договора, стоимость услуг, оказываемых Централизованной бухгалтерией, в 2012 году составила 236,5 тыс. рублей. Оплата по данному договору осуществлялась МАДОУ «Детский сад № 79» за счет субсидий выделенных на выполнение муниципального задания.

В соответствии с п. 4.1 раздела 4 постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 12.11.2010 г. № 2781 «О порядке муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнения работ) муниципальными учреждения и финансового обеспечения выполнения этого задания» субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания выделены МАДОУ «Детский сад №79» из бюджета муниципального образования «Город Саратов».

В соответствии с п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы, полученные Централизованной бухгалтерией от МАДОУ «Детский сад №79» за бухгалтерское обслуживание в рамках договора от 10.01.2012 г. № 24, поступают обратно в бюджет муниципального образования «Город Саратов».

Указанные факты позволяют сделать вывод о нецелесообразности финансовых операций между Централизованной бухгалтерией и обслуживаемыми ею муниципальными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными комитету по образованию муниципального образования «Город Саратов».

Централизованной бухгалтерией разработано «Положение о реализации учетной политики в централизованной бухгалтерии учреждений образования города Саратова», в которое приказами руководителя Централизованной бухгалтерии от 21.01.2011 г. № 1, от 13.01.2012 г. № 5, от 14.01.2013 г. № 7 были внесены изменения.

Однако, Федеральным законом РФ от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» определено, что:

– (п. 3 ст. 6) «принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета»;

– (п. 1 ст. 6) «ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций».

То есть, утверждение учетной политики и внесение соответствующих изменений относится к компетенции руководителей учреждений, в отношении которых Централизованная бухгалтерия осуществляет бухгалтерское обслуживание.

Кроме того, в нарушение пп. 6, 374 Инструкции № 157н учетная политика Учреждения на 2011, 2012, 2013 годы не содержит форм первичных документов для внутреннего учета, не являющихся типовыми, например: карточка количественно-суммарного учета материальных ценностей.

Смета расходов Комитета на 2011 год утверждена председателем комитета по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов» в общей сумме 14787,3 тыс. рублей, в том числе фонд заработной платы – в общей сумме 9847,3 тыс. рублей. Обоснованность сметы расходов Комитета на 2011 год подтверждена прилагаемыми расчетами на сумму 14787,3 тыс. рублей.

При этом сумма расходов на 2011 год, исчисленная Учреждением, составляет 14895,6 тыс. рублей, или на 0,7 % больше утвержденной суммы расходов.

В течение 2011 года Комитетом вносились изменения в смету расходов на основании уведомлений об изменении бюджетных ассигнований. В результате с учетом произведенных изменений смета расходов на содержание центрального аппарата за счет средств бюджета города на 2011 год увеличилась на 20,2 % и составила 17773,0 тыс. рублей.

Кассовые расходы за 2011 год по средствам муниципального бюджета на содержание центрального аппарата составили 17741,9 тыс. рублей, или 99,8 % от уточненной сметы расходов.

Сумма кассовых расходов по отдельным статьям составляет:

– оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда (КОСГУ 210) – 13217,4 тыс. рублей, или 74,5 % от общей суммы кассовых расходов на содержание центрального аппарата;

– услуги связи (КОСГУ 221) – 200,5 тыс. рублей, или 1,1%;

– транспортные услуги (КОСГУ 222) – 3,5 тыс. рублей, или 0,02 %;

– услуги по содержанию имущества (КОСГУ 225) – 99,1 тыс. рублей, или 0,6 %;

– прочие услуги (КОСГУ 226) – 178,1 тыс. рублей, или 1,0 %;

– прочие расходы (КОСГУ 290) – 3598,5 тыс. рублей, или 20,3 %;

– поступление нефинансовых активов (КОСГУ 300) – 444,8 тыс. рублей, или 2,5 %.

Смета расходов Комитета на 2012 год утверждена председателем комитета по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов» в общей сумме 16114,0 тыс. рублей, в том числе фонд заработной платы – в общей сумме 10009,8 тыс. рублей. Обоснованность сметы расходов Комитета на 2011 год подтверждена прилагаемыми расчетами на сумму 16114,0 тыс. рублей.

При этом сумма расходов на 2012 год, исчисленная Учреждением, составляет 18477,8 тыс. рублей, или на 14,7 % больше утвержденной суммы расходов.

В течение 2012 года Комитетом вносились изменения в смету расходов на основании уведомлений об изменении бюджетных ассигнований. В результате с учетом произведенных изменений смета расходов на содержание центрального аппарата за счет средств бюджета города на 2012 год увеличилась на 13,8 % и составила 18332,5 тыс. рублей.

Кассовые расходы за 2012 год по средствам муниципального бюджета на содержание центрального аппарата составили 18321,0 тыс. рублей, или 100 % от уточненной сметы расходов.

Сумма кассовых расходов по отдельным статьям составляет:

– оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда (КОСГУ 210) – 15266,4 тыс. рублей, или 83,3 % от общей суммы кассовых расходов на содержание центрального аппарата;

– услуги связи (КОСГУ 221) – 278,5 тыс. рублей, или 1,5%;

– транспортные услуги (КОСГУ 222) – 6,4 тыс. рублей, или 0,03 %;

– услуги по содержанию имущества (КОСГУ 225) – 70,9 тыс. рублей, или 0,4 %;

– прочие услуги (КОСГУ 226) – 236,4 тыс. рублей, или 1,3 %;

– прочие расходы (КОСГУ 290) – 2408,8 тыс. рублей, или 13,14 %;

– поступление нефинансовых активов (КОСГУ 300) – 53,5 тыс. рублей, или 0,3 %.

Смета расходов Комитета на 2013 год утверждена председателем комитета по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов» в общей сумме 17390,8 тыс. рублей, в том числе фонд заработной платы – в общей сумме 10747,2 тыс. рублей. Обоснованность сметы расходов Комитета на 2011 год подтверждена прилагаемыми расчетами на сумму 17390,8 тыс. рублей.

Кассовые расходы Комитета по состоянию на 01.03.2013 г. составили 2971,0 тыс. рублей, или 17,1 % от утвержденных годовых бюджетных назначений.

Проверка операций с денежными средствами

Проверка кассовых операций Учреждения проведена за 2011-2012 годы и с 01.01.2013 г. по 28.02.2013 г. путем сличения записей в журнале операций по счету «Касса», кассовой книге, отчетов кассира и первичных бухгалтерских документов.

В ходе проверки соблюдения порядка ведения кассовых операций, сохранности денежных средств, полноты и своевременности оприходования наличных денежных средств, поступивших в кассу Комитета, обоснованности их списания, соблюдения лимита остатка кассы установлено.

Кассовые операции осуществлялись:

– в 2011 году на основании Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров ЦБ России от 22.09.1993 г. № 40 (далее по тексту – Порядок № 40);

– в 2012 году, январе, феврале 2013 года – Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ, утвержденного Центральным банком РФ от 12.10.2011 г. № 373-П (далее по тексту – Положение № 373-П).

В проверяемом периоде обязанности кассира исполняла ведущий бухгалтер отдела по расчету заработной платы и налоговому учету муниципального казенного учреждения «Центральная бухгалтерия учреждений образования города Саратова» Ф., с которой заключен договор о полной материальной ответственности.

В 2011 году допустимый лимит остатка денежной наличности в кассе Комитета установлен комитетом по финансам муниципального образования «Город Саратов» в сумме 2,2 тыс. рублей. На 2012 год лимит остатка денежной наличности установлен приказом Комитета от 30.12.2011 г. № 693 в сумме 0,3 тыс. рублей. На 2013 год лимит остатка денежной наличности установлен приказом Комитета от 28.12.2012 г. № 985 в сумме 0,2 тыс. рублей.

В проверяемом периоде установленные лимиты не превышались.

В нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона РФ от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» пп. 169, 170 Инструкции 157н, конверты с марками, являющиеся денежными документами, не отражались по счету 20135 «Денежные документы».

Тогда как, Инструкцией 157н определено, что денежные документы следует хранить в кассе Учреждения, поступления и выбытие денежных документов оформляются приходными и расходными кассовыми ордерами и отражаются на отдельных листках кассовой книги с проставлением на них записи «Фондовый».

Всего в проверяемом периоде принято к учету денежных документов с нарушениями Инструкции № 157н в сумме 1,0 тыс. рублей.

Аналитический учет расчетов с подотчетными лицами ведется в журнале операций расчетов с подотчетными лицами.

Сверкой оборотов и остатков, отраженных в журнале операций расчетов с подотчетными лицами, с данными Главной книги расхождений не установлено.

Выдачи под отчет денежных средств лицам, не работающим в Учреждении, не установлено.

Приказами Комитета от 30.12.2010 г. № 859 на 2011 год, от 30.12.2011 г. № 692 на 2012 год, от 28.12.2012 г. № 884 на 2013 определен перечень лиц, имеющих право на получение денежных средств под отчет.

В проверяемом периоде производилось возмещение командировочных расходов в части возмещения затрат на участие молодежи в разработке технологий проведения молодежных акций, оказывалась целевая поддержка обучающимся МОУДОД «Станция юных туристов» в организации участия в Матчевой встрече команд школьников стран СНГ по спортивному ориентированию и т.д., на основании авансовых отчетов с приложением оправдательных документов за счет средств, выделенных в рамках ведомственных целевых программ:

– «Молодежь Саратова» на 2011 год, утвержденной постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14.12.2010 г. № 3102;

– «Одаренные дети города Саратова» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14.10.2010 г. № 2426;

– «Организация отдыха детей в каникулярный период» на 2011 год, утвержденной постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14.12.2010 г. № 3096;

– «Организация отдыха детей в каникулярный период» на 2012-2013гг, утвержденной постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14.11.2011 г. № 2234.

Проверкой установлено, что отдельные командировочные удостоверения не содержат наименование организации, куда направлялись сотрудники. Например, в командировочном удостоверении от 01.07.2011 г. № 11 главного специалиста отдела развития дошкольного и общего образования Ж.

Аналогично в командировочном удостоверении от 27.01.2012 г. № 1 заместителя председателя Комитета О.

Указанный факт нарушает требования постановления Госкомстата РФ от  05.01.2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» в части соблюдения порядка заполнения командировочных удостоверений.

Дебиторская и кредиторская задолженность Комитета по состоянию на 01.01.2012 г., на 01.01.2013 г., на 01.03.2013 г. по расчетам с подотчетными лицами отсутствует.

В 2011 году Комитетом заключено 71 договоров и муниципальных контрактов на общую сумму 2579,2 тыс. рублей, из которых, до 100 тыс. рублей на сумму 1577,2 тыс. рублей, от 100 до 500 тыс. рублей на сумму 1002,0 тыс. рублей. На сумму свыше 500 тыс. рублей Комитетом в 2011 году контракты не заключались.

В 2012 году Учреждением заключено 55 договоров и муниципальных контрактов на сумму 2262,7 тыс. рублей, из которых, до 100 тыс. рублей на сумму 761,3 тыс. рублей, от 100 до 500 тыс. рублей на сумму 1501,4 тыс. рублей. На сумму свыше 500 тыс. рублей Комитетом в 2012 году контракты не заключались.

В проверяемом периоде действовали 6 ведомственных целевых программ (далее – ВЦП, Программа):

– «Обеспечение безопасности эксплуатации зданий, укрепление материально-технической базы учреждений образования, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов» (утверждена постановлениями администрации муниципального образования «Город Саратов» от 10.12.2010 г. № 3014, от 14.12.2011 г. № 2459);

– «Организация отдыха детей в каникулярный период» (утверждена постановлениями администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14.10.2010 г. № 3096, от 14.11.2011 г. № 2234);

– «Молодежь Саратова» (утверждена постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14.12.2010 г. № 3102, от 01.11.2011 г. № 2199);

– «Развитие педагогического потенциала» (утверждена постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14.12.2010 г. № 3095; от 15.11 2011 г. № 2242);

– «Профилактика наркомании среди обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений» (утверждена постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 21.11.2011 г. № 2257);

– «Профилактика правонарушений среди обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений» (утверждена постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 15.11.2011 г. 2241).

В ходе проверки установлено, что в качестве исполнителя мероприятий ВЦП «Обеспечение безопасности эксплуатации зданий, укрепление материально-технической базы учреждений образования, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов» определен комитет по образованию муниципального образования «Город Саратов». Фактически исполнителями указанной программы являются подведомственные учреждения. Данный факт свидетельствует о нарушении ст. 158 Бюджетного кодекса РФ в части передачи Комитетом своих полномочий как главного распорядителя бюджетных средств.

В 2012 году постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 26.12.2012 г. № 2991 в ведомственную целевую программу «Обеспечение безопасности эксплуатации зданий, укрепление материально-технической базы учреждений образования, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов» внесены изменения в части наименования исполнителя. В качестве исполнителя указаны Комитет и подведомственные учреждения образования.

В 2011 году Комитетом по образованию в соответствии с приказом от 19.05.2011 г. № 301 предусмотрено проведение спортивно-оздоровительного туристского похода по реке Волга. Указанное мероприятие произведено за счет средств, выделенных Комитету на реализацию ведомственной целевой программы «Организация отдыха детей в каникулярный период» на 2011 год.

Указанной программой предусмотрены следующие мероприятия, подлежащие к реализации в течение 2011 года:

– организация и проведение городских фестивалей, конкурсов, соревнований, выставок;

– организация и проведение городских мероприятий (слетов, семинаров, конкурсов, соревнований, профильных смен, научно-практических конференций), организация участия в областных и Всероссийских мероприятиях;

– подготовка и проведение новогодних мероприятий для школьников города.

Следует отметить, что указанные мероприятия в ведомственной целевой программе представляют собой закрытый перечень, который не предусматривает проведение иных мероприятий, отличных от вышеназванных.

Проведение спортивно-оздоровительного туристского похода не предусмотрено системой мероприятий в рамках ведомственной целевой программы «Организация отдыха детей в каникулярный период» на 2011 год.

В результате в 2011 году Комитетом произведены расходы в общей сумме 10,6 тыс. рублей на мероприятия, не предусмотренные ведомственной целевой программы «Организация отдыха детей в каникулярный период» на 2011 год, что в соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием средств, выделенных Комитету на реализацию указанной программы.

Кроме того, пунктом 2.1 приказа Комитета по образованию от 19.05.2011 г. № 301 «О проведении многодневного похода по реке Волга» МКОУДОД «Детско-юношеский центр морской и спортивно-технической подготовки г. Саратова» определено проведение предварительной подготовки и техническое обслуживание спортивных судов для организации похода.

Поход проводился на катере Амур 3, находящемся в оперативном управлении у МКОУДОД «Детско-юношеский центр морской и спортивно-технической подготовки г. Саратова». В рамках проведения мероприятия за счет средств, выделенных Комитету по образованию на реализацию ведомственной целевой программы, были приобретены и списаны материальные запасы (акт о списании материальных запасов от 25.07.2011 г.): масло моторное (1,38 тыс. рублей), масло промывочное (0,24 тыс. рублей), масло трансмиссионное (0,46 тыс. рублей), фильтр масленый (0,12 тыс. рублей), фильтр топливный (0,050 тыс. рублей), эмаль ПФ-115 (голубая) (1,2 тыс. рублей), шпатлевка (0,72 тыс. рублей), олифа (0,38 тыс. рублей), клей (0,6 тыс. рублей). Всего на сумму 5,15 тыс. рублей.

В соответствии со ст. 210 Гражданского Кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Собственником муниципального имущества является муниципальное образование «Город Саратов». Комитет по управлению имуществом города Саратова согласно решению Саратовской городской Думы от 28.12.1999 г. № 40-389 закрепляет муниципальное имущество на праве оперативного управления. Условиями договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления определено, что при осуществлении оперативного управления МКОУДОД «Детско-юношеский центр морской и спортивно-технической подготовки г. Саратова» обязано обеспечивать сохранность и не допускать ухудшения технического состояния закрепленного за ним имущества. Следовательно, МКОУДОД «Детско-юношеский центр морской и спортивно-технической подготовки г. Саратова», как балансодержатель, должен содержать переданные ему нефинансовые активы в надлежащем рабочем состоянии.

Целью Программы является создание необходимых условий для развития и устойчивого функционирования системы отдыха детей в период каникул. Достижение цели Программы обеспечивается решением задачи по организации отдыха детей в каникулярный период.

Замена масла, фильтров, шпатлевание и окраска катера относятся к поддерживанию катера в рабочем состоянии и должны производиться за счет средств, выделенных МКОУДОД «Детско-юношеский центр морской и спортивно-технической подготовки г. Саратова». В результате, средства в сумме 5,15 тыс. рублей потрачены Комитетом по образованию на цели, не соответствующие целям Программы.

Аналогично, в 2012 году при проведении мероприятия в рамках ведомственной целевой программы «Организация отдыха детей в каникулярный период» на 2012-2013 годы, утвержденной постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14.11.2011 г. № 2234, Комитетом по образованию потрачены средства на цели, не соответствующие целям Программы в сумме 2,4 тыс. рублей (масло промывочное (0,2 тыс. рублей), масло трансмиссионное (0,41 тыс. рублей), масло «Esso» (1,6 тыс. рублей), фильтр масленый (0,11 тыс. рублей), фильтр топливный (0,08 тыс. рублей)).

Проверка учета основных средств и материальных ценностей

Соглашением № 580/2011 от 11.02.2011 г. «О внесении изменений в договор № 580 от 24.04.2000 г. «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления» за Комитетом по образованию закреплено муниципальное имущество первоначальной стоимостью 3 037,6 тыс. рублей, остаточной стоимостью – 806,5 тыс. рублей. Дополнительным соглашением от 18.06.2012 г. за Комитетом по образованию закреплено муниципальное имущество по состоянию на 01.01.2012 г. первоначальной стоимостью 3027,9 тыс. рублей, остаточной стоимостью – 614,5 тыс. рублей, в том числе движимое имущество первоначальной стоимостью 3027,9 тыс. рублей, остаточной стоимостью – 614,5 тыс. рублей. В течение 2011 года прибыло основных средств первоначальной стоимостью 290,3 тыс. рублей, выбыло основных средств первоначальной стоимостью 299,9 тыс. рублей.

За 2012 год прибыло основных средств первоначальной стоимостью 227,8 тыс. рублей, выбыло основных средств 70,7 тыс. рублей.

Комитет по образованию расположен по адресу ул. 2 Садовая, д. 13/19 в пристройке на первом этаже, многоквартирного жилого дома и занимает площадь 236,8 кв. м. Данное нежилое помещение общей площадью 1005,5 кв.м в установленном законом порядке закреплено на праве оперативного управления:

– за МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования города Саратова» (свидетельство о государственной регистрации права от 18.05.2011 г. серия 64-АГ № 187180) – 886,8 кв.м;

– за МКУ «Городской методический центр» (свидетельство о государственной регистрации права от 26.05.2011 г. серия 64-АГ № 148697) – 118,7 кв.м.

Согласно контракту на право оперативного управления объектом нежилого фонда от 23.06.2008 г. № 2226 и дополнительным соглашениям к нему от 28.05.2009 г. № 1 и от 14.01.2011 г. № 2, а также на основании распоряжения комитета по управлению имуществом города Саратова от 31.12.2010 г. № 1820-р и акта о приеме-передаче здания (сооружения) № 1 от 31.12.2010 г. на 886,8 кв.м размещается МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования г. Саратова» и Комитет по образованию.

Согласно ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества. В соответствии с п. 1 ст. 689 Гражданского кодекса РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.В нарушение требований Гражданского кодекса РФ договор безвозмездного пользования между Централизованной бухгалтерией и Комитетом по образованию не заключался. Между тем, коммунальные услуги оплачиваются из средств, выделенных на содержание Централизованной бухгалтерии. Оплата коммунальных услуг из средств Централизованной бухгалтерии за Комитет по образованию, пропорционально площадям, занимаемым Комитетом, в 2012 году составила 210,8 тыс. рублей.

Возмещение расходов Централизованной бухгалтерии за коммунальные услуги Комитетом по образованию не осуществлялось.

Централизованная бухгалтерия является учреждением подведомственным Комитету по образованию. Устав Централизованной бухгалтерии, принятый на общем собрании трудового коллектива, протокол от 12.12.2011 г., не содержит полномочий по хозяйственному обслуживанию органов исполнительной власти.

В то же время, согласно Положению о Комитете по образованию, утвержденному решением Саратовской городской Думы от 25.09.2008 г. № 31-324, Комитет является отраслевым структурным подразделением администрации города. В соответствии с распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 12.09.2011 г. № 336-р материально-техническое обеспечение функционирования структурных подразделений администрации осуществляет МКУ «Транспортное управление». Следовательно, площади, занимаемые Комитетом по образованию, должны быть переданы в оперативное управление МКУ «Транспортное управление» и расходы по содержанию должны быть предусмотрены в смете расходов МКУ «Транспортное управление».

Стоимость потребленных Комитетом по образованию коммунальных услуг в 2012 году определена пропорционально занимаемым площадям от общей суммы затрат Централизованной бухгалтерии на коммунальные услуги и составила в 2012 году 210,8 тыс. рублей.

В результате, Комитетом по образованию были превышены собственные полномочия в части использования средств в сумме 210,8 тыс. рублей, выделенных подведомственному учреждению.

В ходе проведения проверки Комитетом по образованию направлено письмо от 06.03.2013 г. № 25 в адрес председателя комитета по управлению имуществом города Саратова с целью заключения договора безвозмездного пользования между МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования города Саратова» и Комитетом по образованию.

Земельный участок, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. 2-ая Садовая, 13/19 (то есть по юридическому адресу Комитета) не оформлен в установленном законом порядке, так как помещение расположено в жилом доме, обслуживающемся управляющей компанией ООО «Управляющая компания «Центр-Дом».

В постоянном (бессрочном) пользовании у Комитета по образованию находится земельный участок площадью 16462 кв.м с адресными ориентирами: г. Саратов, квартал, ограниченный ул. им. Суворова А.В., ул. 1 Аптечной, ул. Курдюмской, 3-й Курдюмский пр-д, выделенный под строительство объектов образования. Кадастровая стоимость составляет 159 835,32 тыс. рублей. Свидетельство о государственной регистрации права от 08.06.2010 г. серия 64-АВ № 869154.

Согласно объяснительной председателя Комитета по образованию муниципальными целевыми программами «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в городе Саратове» на 2007-2009 годы и «Расширение сети дошкольных образовательных учреждений в городе Саратове» на 2011-2015 годы в целях сокращения дефицита мест предусмотрены мероприятия по проектированию и строительству новых детских садов. Комитетом по образованию в соответствии с постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 21.12.2009 г. № 1706 «Об утверждении Порядка формирования перечня объектов капитального строительства муниципальной собственности» в 2010, 2011, 2012 годах направлялись заявки на включение мероприятий по проектированию объектов образования «Строительство ДОУ по ул. Курдюмская в Кировском районе», «Строительство СОШ № 17 в Кировском районе» в Перечень объектов капитального строительства муниципальной собственности. Заявки не были удовлетворены.

Учет земельных участков должен осуществляться в соответствии с Инструкцией №157н. В соответствии со ст. 20 Земельного кодекса РФ государственным (муниципальным) учреждениям земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. Земельные участки, полученные на праве постоянного (бессрочного) пользования, должны быть учтены Учреждением на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». В справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (форма 0503130) за 2011 год Комитета стоимость земельного участка в сумме 159835,3 тыс. рублей на забалансовом счете 01 не отражена. Согласно представленной отчетности за 2012 год, земельный участок отражен только на конец отчетного периода.

В связи с вышеизложенным показатели бухгалтерской отчётности, указанные в справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах формы 0503130 за 2011 год и на начало 2012 года, не могут считаться достоверными.

Аналогичное нарушение установлено в рамках встречной проверки финансово-хозяйственной деятельности МАОУ «Детский сад № 79» г. Саратова. ДОУ имеет в постоянном бессрочном пользовании земельный участок площадью 3180 кв. м, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Шелковичная д. 4а (свидетельство о государственной регистрации права от 28.05.2008 г., серия 64 АБ, № 957360). Кадастровая стоимость земельного участка составляет 31539,9 тыс. рублей.

В справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах за 2011 год и за 2012 год стоимость земельного участка отражена только на конец отчетного периода. Следовательно, показатели бухгалтерской отчётности, указанные в справках о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах формы 0503130 на начало 2011 года и формы 0503730 на начало 2012 года не могут считаться достоверными.

При проверке оборотных ведомостей по счетам 010100 «Основные средства», 010500 «Материальные запасы» установлено.

В 2011, 2012 годах Учреждением в нарушение п. 41 Инструкции № 157н к основным средствам необоснованно отнесена папка из кожи (1 шт. – 5,4 тыс. рублей). Объектом основных средств, согласно п. 41 Инструкции № 157н, является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

В результате, искажение показателей Баланса (форма 0503130), не повлекшее искажения валюты баланса, по состоянию:

– на 01.01.2012 г., на 01.01.2013 г. составило: по строке 010 «Основные средства» в части завышения на сумму 5,4 тыс. рублей, по строке 080 «Материальные запасы» в части занижения – на сумму 5,4 тыс. рублей;

В 2011 и 2012 годах Учреждением в нарушение п. 38 Инструкции № 157н к материальным запасам отнесены объекты основных средств калькуляторы (3 шт. – 1,2 тыс. рублей).

Согласно постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» калькуляторы отнесены к разделу «Машины и оборудование». Калькуляторы представляют собой конструктивно-обособленные предметы, предназначенные для выполнения определенных самостоятельных функций со сроком полезного использования свыше 12 месяцев. В связи с изложенным, указанные материальные ценности следует относить к объектам основных средств и отражать по счету «Основные средства».

Искажение показателей Баланса (форма 0503130) по состоянию на 01.01.2012 г. и 01.01.2013 г. составило:

– по строке 010 «Основные средства» в части занижения на сумму 1,2 тыс. рублей;

– по строке 080 «Материальные запасы» в части завышения на сумму 1,2 тыс. рублей.

Сверкой оборотов по счетам 010100 «Основные средства» и 010500 «Материальные запасы» в Главной книге и Балансе (форма 0503130) за 2011 и 2012 годы расхождений не установлено.

К проверке представлены оборотные ведомости движения материальных ценностей по забалансовым счетам. Учетной политикой Учреждения (приказ № 1 от 21.01.2011 г.) введен дополнительный забалансовый счет 27 «Малоценные материальные ценности стоимостью до 3000 рублей». Малоценные материальные ценности имели место при ведении бухгалтерского учета, согласно Инструкции № 107н, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.1999 г. Ведение бухгалтерского учета с 1 января 2005 года должно было осуществляться с учетом новых принципов учета, предусмотренных Инструкцией по бюджетному учету от 26.08.2004 г. № 70н.

Малоценные предметы необходимо перевести в состав основных средств и материальных запасов, тем самым организуя учет и обеспечивая контроль за имущественно-материальными ценностями в целях их сохранности. Следовало счета 070 «Малоценные предметы на складе» и 071 «Малоценные предметы в эксплуатации» разбить на группы материальных запасов и основных средств, предусмотренные Инструкцией № 70н, а именно на счета 0101000 «Основные средства», 0105000 «Материальные запасы», а также использовать забалансовый счет 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации».

В результате показатели, отраженные в справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к Балансу по счету 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации», по состоянию на 01.01.2013 г. занижены на 426,4 тыс. рублей.

В ходе проверки материальные ценности с забалансового счета 27 «Малоценные материальные ценности стоимостью до 3000 рублей» на общую сумму 414,1 тыс. рублей переведены на забалансовый счет 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации». Актом списания от 27.02.2013 г. № 2 материальные ценности на сумму 12,3 тыс. рублей списаны с забалансового счета 27. Изменением в приказ об учетной политике от 18.03.2013 г. № 8, забалансовый счет 27 Малоценные материальные ценности стоимостью до 3000 рублей» исключен из состава забалансовых счетов Учреждения.

При проверке соблюдения действующего законодательства и нормативных актов при выбытии и перемещении нефинансовых активов установлено.

В нарушение п. 5 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в январе 2012 года Комитетом произведено несвоевременное списание материальных запасов по актам, оформленным в августе-сентябре 2011 года (акты о списании материальных запасов  от 21.08.2011 г. на сумму 8,0 тыс. рублей, от 10.09.2011 на сумму 4,1 тыс. рублей).

Данные факты повлекли за собой искажение валюты баланса за 2011 год по строке 080 «Материальные запасы» (010500000) на сумму 12,1 тыс. рублей.

Аналогично:

– в декабре 2011 года Комитетом произведено списание материальных запасов по актам, оформленным в ноябре 2011 года (акты о списании материальных запасов от 25.11.2011 на сумму 4,6 тыс. рублей, от 18.11.2011 г. на сумму 19,3 тыс. рублей).

– в июле 2011 года Комитетом произведено списание материальных запасов по актам, оформленным в июне 2011 года (акт о списании материальных запасов от 10 июня 2011 на сумму  0,4 тыс. рублей)

– в октябре 2012 года Комитетом произведено списание материальных запасов по актам, оформленным в сентябре 2012 года (акт о списании материальных запасов от 11.09.2012 г. на сумму 2,2 тыс. рублей).

Указанные факты привели к завышению остатков по счету 010500000 «Материальные запасы», отраженных в Главной книге Комитета:

– за ноябрь 2011 года на сумму 23,9 тыс. рублей,

– за июнь 2011 года на сумму 0,4 тыс. рублей,

– за сентябрь 2012 года на сумму 2,2 тыс. рублей.

При проверке соблюдения порядка проведения инвентаризации основных средств, материальных запасов, обязательств, установлено.

В ходе проверки представлены приказы от 05.12.2011 г. № 1003 и от 22.11.2012 г. № 631 о создании комиссии по проведению ежегодной плановой инвентаризации основных средств и материальных запасов, акт о результатах инвентаризации от 21.12.2011 г., от 18.12.2012 г. и инвентаризационные описи (сличительные ведомости) по объектам нефинансовых активов по состоянию на 01.10.2011 г. и 01.10.2012 г. Излишков и недостач в ходе проведения инвентаризаций не установлено.

В нарушение п.2.1. Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49 в приказах не определены сроки проведения инвентаризации. Фактически инвентаризация проводилась 20, 21 декабря 2011 года и 17, 18 декабря 2012 года, то есть инвентаризация нефинансовых активов проводилась без отражения в бухгалтерском учете поступлений и выбытия нефинансовых активов в период с 01.10.2011 г. и с 01.10.2012 г. до момента фактического проведения инвентаризации.

Данный факт свидетельствует о формальном подходе при проведении инвентаризации в 2011 и 2012 годах.

Кроме того, председателем инвентаризационной комиссии является материально ответственное лицо, заместитель председателя Комитета по образованию Е., за которым на момент проведения инвентаризации числились основные средства и материальные запасы на общую сумму 3427,5 тыс. рублей в 2011 году и 163588,8 тыс. рублей в 2012 году. Членами комиссии являлись материально ответственные лица:

– в 2011 – году начальник отдела воспитательной работы и дополнительного образования детей Комитета по образованию Ж., за которой на момент проведения инвентаризации числились материальные запасы на сумму 3,9 тыс. рублей;

– в 2012 году – начальник отдела воспитательной работы и дополнительного образования детей Комитета по образованию К., за которой на момент проведения инвентаризации числились материальные запасы на сумму 203,9 тыс. рублей.

В нарушение пп. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона РФ №129-ФЗ, п. 1.3 Приказа Минфина РФ №49 инвентаризация финансовых обязательств Учреждением не проводилась.

Расходование средств на оплату труда

В проверяемом периоде оплата труда работников Комитета по образованию производилась на основании решения Саратовской городской Думы от 27.09.2007 г. № 20-196 «О денежном содержании лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Город Саратов» (далее – решение Думы от 27.09.2007 г. № 20-196).

В проверяемом периоде в Комитете по образованию действовали:

– коллективный договор между работодателем и трудовым коллективом Комитета по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов» на 2011-2013 годы, зарегистрированный в комитете по труду и социальному развитию за регистрационным номером 501 от 30.12.2010 г.;

– правила внутреннего трудового распорядка Комитета по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов», утвержденные приказом председателя Комитета от 19.03.2008 № 151 (с изменениями и дополнениями от 23.11.2009 № 769, от 20.04.2010 № 319, от 28.03.2011 № 172).

Общая штатная численность Комитета по образованию по состоянию на 01.01.2011 г. составила 26 штатных единиц, по состоянию на 01.01.2012 г. – 26 штатных единиц, по состоянию на 01.01.2013 г. – 25 штатных единиц. Штатная численность по состоянию на 01.01.2013 г. уменьшилась на 1 единицу.

Укомплектованность штатов в разрезе категорий персонала в целом по Комитету по образованию по состоянию на 01.01.2011 г., 01.01.2012 г. и на 01.01.2013 г. составляла:

КО

Согласно п. 2 распоряжения администрации муниципального образования «Город Саратов» от 12.09.2011 г. № 336-р «О материально техническом обеспечении деятельности структурных подразделений администрации муниципального образования «Город Саратов» руководителям структурных подразделений администрации муниципального образования «Город Саратов» поручалось провести организационно-правовые мероприятия по переводу работников структурных подразделений администрации муниципального образования «Город Саратов», не замещающих муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Город Саратов», водителей, младшего обслуживающего персонала в муниципальное учреждение «Транспортное управление».

В ходе проверки установлено, что вышеуказанный персонал работал в Комитете в 2012 году до момента сокращения указанных должностей — 17.08.2012 г.

Указанный факт привел к завышению фонда оплаты труда на 2012 год в части включения в расходы двух штатных единиц технического персонала на общую сумму 233,6 тыс. рублей, в том числе:

– заработная плата в сумме 179,4 тыс. рублей;

– начисления на фонд оплаты труда – 54,2 тыс. рублей.

Кроме того, данное нарушение привело к необоснованным расходам на оплату труда технических работников, не замещающих должности муниципальной службы в 2012 году в общей сумме 116,8 тыс. рублей, в том числе:

– заработная плата в сумме 89,7 тыс. рублей;

– начисление на фонд оплаты труда – 27,1 тыс. рублей.

Дополнительным соглашением от 06.09.2012 г. к трудовому договору от 19.04.2012 г. № 104 между администрацией муниципального образования «Город Саратов» и председателем Комитета по образованию оформлены трудовые отношения. Проверкой правомерности и обоснованности начисления заработной платы председателю Комитета по образованию нарушений не установлено.

В нарушение Приказа Минфина РФ от 15.12.2010 г. № 173н в 2011– 2012 годах в Учреждении карточки-справки, применяемые для регистрации справочных сведений о заработной плате работников Учреждения (ф. 0504417), не подписаны ответственным работником.

В соответствии с приказом Минфина от 15.12.2010 г. № 173н основанием для начисления заработной платы служат: приказ руководителя учреждения о зачислении, увольнении и перемещении сотрудников в соответствии с утвержденным штатным расписанием и ставками заработной платы, Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, Табель учета рабочего времени, Записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях, другие учетные документы по учету труда и его оплаты. Табель учета рабочего времени составляется на основании приказов руководителя.

В нарушение приказа Минфина от 15.12.2010 г. № 173н Табель учета рабочего времени составляется без учета приказа руководителя Комитета.

Согласно приказу председателя Комитета по образованию от 08.12.2011 г. № 178-к, шесть сотрудников Комитета по образованию 14 декабря направлены на семинар по теме «Защита персональных данных своими силами». Оплата, согласно карточке-справке, произведена по среднему заработку, тогда как в Табеле учета этот день отмечен как 8-ми часовой рабочий день, без отражения нахождения сотрудников в командировке.

Семинар проводился в помещении, где расположен Комитет по образованию, следовательно, посещение данного семинара по определению, предусмотренному ст. 166 Трудового кодекса РФ, не является командировкой. Об этом же свидетельствует и отсутствие документов,  подтверждающих нахождение сотрудников в командировке, а именно: командировочное удостоверение, служебное задание и отчет о выполненной работе в командировке в письменной форме.

Следовательно,  недоплата шести сотрудникам Комитета по образованию за 14 декабря 2011 года составила 2,8 тыс. рублей. Согласно объяснительной и.о. председателя Комитета по образованию и директора МКУ «ЦБУО г. Саратова», на сегодняшний момент в Комитете работают лишь двое сотрудников, принимавших участие в семинаре, им будет произведен перерасчет и доплата недоначисленных сумм.

Проверка достоверности бухгалтерской отчетности

Решением Саратовской городской Думы от 20.12.2011 г. № 10-121 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2012 год» Комитету был утвержден объем бюджетных ассигнований на общую сумму 478022,7 тыс. рублей, из которых по разделу 07 «Образование» – 467896,7 тыс. рублей, по разделу 10 «Социальная политика» – 10126,0 тыс. рублей. На эту же сумму утвержден фрагмент бюджетной росписи расходов бюджета на 2012 год и доведены лимиты бюджетных обязательств.

В течение 2012 года в результате изменений, вносимых в решение Саратовской городской Думы «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2012 год», и на основании уведомлений комитета по финансам объем бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств увеличился и на конец 2012 года составил 493699,4 тыс. рублей, что на 3,3 % больше первоначальных бюджетных ассигнований.

В Сведениях об изменениях бюджетной росписи Комитета по образованию (форма 0503163) представлено, что уточнённая бюджетная роспись по итоговому показателю соответствует размеру бюджетных ассигнований, утвержденному решением о бюджете, в сумме 493699,4 тыс. рублей.

Все изменения бюджетной росписи Комитета, вносимые в течение 2012 года, подтверждены уведомлениями комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов».

Состав бюджетной отчетности для главного распорядителя, получателя бюджетных средств, главных администраторов доходов и источников финансирования дефицита бюджета, государственных (муниципальных) казенных, бюджетных и автономных учреждений определен:

– Инструкцией о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина РФ от 28.12.2010 г. № 191н (далее Инструкция № 191н);

– Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ от 25.03.2011 г. № 33н (далее Инструкция № 33н)

Указаниями о порядке составления и предоставления годовой бюджетной отчетности об исполнении бюджета муниципального образования «Город Саратов» за 2012 год, утвержденными приказом комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» от 24.12.2012 г. № 172п «О годовой отчетности главных распорядителей, получателей бюджетных средств, главных администраторов доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования «Город Саратов» за 2012 год и сводной бухгалтерской отчётности муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений за 2012 год» (далее – Приказ от 24.12.2012 г. № 172п) предусмотрено введение дополнительных форм отчетности:

  • для главных распорядителей, получателей бюджетных средств, главных администраторов доходов и источников финансирования дефицита бюджета:

– Акт сверки стоимости объектов имущественной части муниципальной казны муниципального образования «Город Саратов»;

– Справка по отдельным показателям «Отчета о финансовых результатах деятельности» на 01.01.2013 г.;

– Акт сверки приема (передачи) нефинансовых активов;

– Акт сверки приема (передачи) финансовых активов;

– Сведения о состоянии кредиторской задолженности;

– Сведения о состоянии просроченной кредиторской задолженности;

  • для муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений:

– Справка по отдельным показателям «Отчета о финансовых результатах деятельности учреждения» на 01.01.2013 г;

– Сведения о состоянии кредиторской задолженности;

– Сведения о состоянии просроченной кредиторской задолженности;

– Расшифровка нефинансовых активов, полученных муниципальными учреждениями по состоянию на 01.01.2013 г.

Приказом комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» от 24.12.2012 г. № 172П для Комитета по образованию установлен срок сдачи отчетности – 30.01.2013 г. в 09 час. 00 мин. В ходе проверки Комитетом по образованию представлена копия сводной бюджетной отчетности по муниципальным казенным, бюджетным и автономным учреждениям, оформленная в порядке, установленном комитетом по финансам муниципального образования «Город Саратов».

К проверке по состоянию на 19.03.2012 г. представлена годовая отчетность по 21 учреждению (по 8-ми казенным, по 8-ми автономным и 6-ти бюджетным) из 34 подведомственных Комитету по образованию учреждений и отчетность самого Комитета по образованию. Не представлена годовая отчетность по 12-ти бюджетным Учреждениям.

В нарушение п. 4 Инструкции №191н годовая отчетность подведомственных казенных учреждений представлена без оглавления.

В нарушение п. 6 Инструкции №191н в бюджетной отчетности МКОУ ДОД «Станция юных туристов» в сведениях о результатах внутреннего контроля, проведении инвентаризации, внешних контрольных мероприятий отсутствует подпись руководителя Учреждения.

В нарушение п. 11 Инструкции № 191н в отчетности, предоставленной 7 подведомственными учреждениями Комитета, отсутствует пояснительная записка (форма 0503160).

В нарушение п. 12 Инструкции № 33н отчетность в разрезе бюджетных и автономных подведомственных Учреждений представлена без оглавления и пояснительной записки к Балансу учреждения (форма 0503760).

При проверке достоверности данных сводной годовой бухгалтерской отчетности автономных учреждений, проведенной путем сопоставления данных «Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности» по состоянию на 01.01.2013 г. (форма 0503737), «Отчета о финансовых результатах деятельности» по состоянию на 01.01.2013 г. (форма 0503721) с данными бухгалтерского учета установлено.

В 2012 году имело место превышение начисленных расходов над исполненными расходами по статьям (подстатьям) КОСГУ. В соответствии с методологией ведения бухгалтерского учета указанное расхождение может обосновываться в случаях, если в течение отчетного периода произведено погашение дебиторской задолженности, либо образованием кредиторской задолженности, что должно подтверждаться наличием соответствующих остатков по счетам аналитического учета, отраженных в регистрах бухгалтерского учета за 2012 год.

Кроме того, в 2012 году имело место превышение исполненных расходов над начисленными расходами. В соответствии с методологией ведения бухгалтерского учета указанное расхождение может обосновываться в случае, если в течении отчетного периода произведено погашение кредиторской задолженности и образование дебиторской задолженности, что также должно подтверждаться наличием соответствующих остатков по счетам аналитического учета, отраженных в Главной книге за 2012 год:

В ходе проверки установлено, что часть начисленных расходов, отраженных в «Отчете о финансовых результатах деятельности» по состоянию на 01.01.2013 г., не подтверждена соответствующими входящими и исходящими остатками в регистрах бухгалтерского учета:

– по строке 161 «Заработная плата» на сумму 37,0 тыс. рублей;

– по строке 162 «Прочие выплаты» на сумму 11,6 тыс. рублей;

– по строке 163 «Начисления на выплаты по оплате труда» «Отчета о финансовых результатах деятельности» по состоянию на 01.01.2013 г. на сумму 16,8 тыс. рублей;

– по строке 175 «Работы, услуги по содержанию имущества» на сумму 7,6 тыс. рублей;

– по строке 176 «Прочие работы, услуги» на сумму 19,6 тыс. рублей;

С учетом изложенного, в нарушение п. 3 ст. 1 Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ, сводная годовая бухгалтерская отчетность автономных учреждений, подведомственных Комитету, недостоверна на сумму 92,6 тыс. рублей.

Аналогично, при проверке достоверности сводной годовой бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений установлено, что данные «Отчета о финансовых результатах деятельности» по состоянию на 01.01.2013 г. недостоверны на сумму 20,7 тыс. рублей, из которых:

– по строке 161 «Заработная плата» на сумму 9,5 тыс. рублей;

– по строке 163 «Начисления на выплаты по оплате труда» на сумму 10,4 тыс. рублей;

– по строке 176 «Прочие работы, услуги» на сумму 0,8 тыс. рублей.

Всего в ходе проверки установлено:

1. В нарушение пп. 1,3 ст. 6 Федерального закона РФ от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» утверждение учетной политики и внесение соответствующих изменений производилось приказами директора Централизованной бухгалтерии.

2. В нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» п.п. 169, 170 Инструкции 157н, конверты с марками, являющиеся денежными документами, не отражались по счету 20135 «Денежные документы».

3. Комитетом при реализации мероприятий в 2011 году, предусмотренных ВЦП «Обеспечение безопасности эксплуатации зданий, укрепление материально-технической базы учреждений образования, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов», подведомственным учреждениям переданы полномочия исполнителя в части реализации указанной программы, что нарушает ст. 158 Бюджетного кодекса РФ.

4. Комитетом превышены собственные полномочия в части выделения Централизованной бухгалтерии финансирования на оплату коммунальных услуг по площадям, занимаемых Комитетом по образованию.

 5. В нарушение пп. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона РФ №129-ФЗ, п. 1.3 Приказа Минфина РФ №49 инвентаризация финансовых обязательств Учреждением не проводилась.

6. Комитетом не выполнены требования постановления Госкомстата РФ от  05.01.2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» в части соблюдения порядка заполнения командировочных удостоверений.

7. Внешней проверкой годовой бухгалтерской отчетности муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений установлены нарушения действующего законодательства и нормативных актов, в том числе:

  7.1. годовая отчетность за 2012 год по 12-ти муниципальным бюджетным учреждения к проверке не представлена;

  7.2. в нарушение п. 4 Инструкции №191н, п. 12 Инструкции № 33н отчетность в разрезе муниципальных казенных, бюджетных и автономных подведомственных Комитету учреждений представлена без оглавления и пояснительной записки к Балансу учреждения (форма 0503760);

  7.3. в нарушение п. 11 Инструкции № 191н в отчетности 7 подведомственных учреждений Комитета отсутствует пояснительная записка (форма  0503160).

  7.4. в нарушение п. 6 Инструкции №191н в бюджетной отчетности МКОУ ДОД «Станция юных туристов» в сведениях о результатах внутреннего контроля, проведении инвентаризации, внешних контрольных мероприятий отсутствует подпись руководителя Учреждения.

Кроме того, в ходе проверки установлены нарушения, имеющие стоимостную оценку.

1. Нецелевые расходы в сумме 13,0 тыс. рублей, в части осуществления расходов, не предусмотренных ведомственными целевыми программами, из которых:

– в 2011 году – 10,6 тыс. рублей;

– в 2012 году – 2,4 тыс. рублей.

2. Недоплата по заработной плате в 2011 году в сумме 2,8 тыс. рублей.

3. Завышение фонда оплаты труда на 2012 год на общую сумму 233,6 тыс. рублей, в том числе:

– заработная плата в сумме 179,4 тыс. рублей;

– начисление на фонд оплаты труда – 54,2 тыс. рублей.

4. Необоснованные расходы на оплату труда в 2012 году в общей сумме 116,8 тыс. рублей, в том числе:

– заработная плата в сумме 89,7 тыс. рублей;

– начисление на фонд оплаты труда – 27,1 тыс. рублей.

5. Искажение показателей Баланса (форма 0503130) по состоянию на 01.01.2012 г, на 01.01.2013 г. Комитета по образованию на общую сумму 13,2 тыс. рублей, не повлекшее за собой искажение валюты баланса, из которых:

– по состоянию на 01.01.2012 г. на сумму 6,6 тыс. рублей;

– по состоянию на 01.01.2013 г. на сумму 6,6 тыс. рублей.

6. Данные справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах недостоверны:

– по счету 01 «Имущество, полученное в пользование» за 2011 год и на начало 2012 года на сумму 159835,3 тыс. рублей;

– по счету 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации» за 2012 год на сумму 426,4 тыс. руб.

7. Несвоевременное списание материальных запасов, повлекшее за собой искажение валюты Баланса по состоянию на 01.01.2012 г. на сумму 12,1 тыс. рублей.

8. Несвоевременное списание материальных запасов на сумму 26,5 тыс. руб., не повлекшее за собой искажение валюты Баланса по состоянию на 01.01.2012 г., на 01.01.2013 г.

9. Искажение сводного «Отчета о финансовых результатах деятельности» по состоянию на 01.01.2013 г. (форма 0503721):

– муниципальных автономных учреждений на сумму 92,6 тыс. рублей;

– муниципальных бюджетных учреждений на сумму 20,7 тыс. рублей.

 Аудитор контрольно-счетной палаты
муниципального образования «Город Саратов»
Е.Л. Юрова