Контрольно-счетной палатой муниципального образования «Город Саратов» проведена проверка соблюдения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности и проверка обоснованности определения и перечисления в бюджет муниципального образования «Город Саратов» части прибыли, остающейся в распоряжении муниципального унитарного предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, за 2018-2020 годы и истекший период 2021 года в МУПП «Саратовводоканал» (далее — Предприятие).
В проверяемом периоде произошла смена четырех руководителей предприятия. При этом руководителями МУПП «Саратовводоканал» не был обеспечен надлежащий контроль за сохранностью закрепленного за Предприятием муниципального имущества. При смене должностных лиц и перед составлением годовой бухгалтерской отчетности инвентаризация имущества и обязательств на Предприятии не проводилась.
Вследствие ненадлежащего контроля за сохранностью муниципального имущества были утрачены 6 объектов оборудования и 2 010,6 л горюче-смазочных материалов. Указанное имущество продолжает числиться на балансе Предприятия, но не обнаружено по местам нахождения (хранения) в ходе осмотров, проведенных в рамках контрольного мероприятия.
Безосновательно были списаны как непригодные 57 объектов основных средств первоначальной стоимостью 4 446,5 тыс. рублей и материальных запасов стоимостью 3 361,6 тыс. рублей. Документы, представленные в ходе проверки по списанию указанного имущества, содержат противоречивые сведения о причинах, повлекших их списание. Кроме того, в представленных документах отсутствуют сведения в отношении дальнейшей судьбы списанного имущества, в том числе его утилизации, образования пригодных для использования материальных ценностей (металлолома). При этом местонахождение списанного имущества в ходе контрольного мероприятия не установлено.
Часть металлолома, образовавшегося в результате списания и утилизации пришедших в негодность объектов основных средств и материальных запасов, не отражена в бухгалтерских регистрах, данные о количестве лома, принадлежащего МУПП «Саратовводоканал», находящегося на ответственном хранении у ООО «КВС», не соответствуют данным первичных документов, что не позволяет достоверно определить количество лома, которым располагало Предприятие в проверяемом периоде, а также полноту отражения в учете доходов от его выбытия.
Кроме того, в проверяемом периоде выбыли объекты основных средств первоначальной стоимостью 19 437,9 тыс. рублей и материальных запасов на сумму 13 262,2 тыс. рублей. Первичные документы, подтверждающие основания для выбытия данного муниципального имущества, отсутствуют. Местонахождение указанного имущества в ходе контрольного мероприятия не установлено.
МУПП «Саратовводоканал» не принимались меры по регистрации права муниципальной собственности и хозяйственного ведения на введенные в эксплуатацию в 2018 году 19 завершенных строительством (реконструкцией) объектов — сетей водоснабжения и водоотведения, общей первоначальной стоимостью 14 026,9 тыс. рублей.
При проверке были установлены многочисленные факты неэффективного использования муниципального имущества, закрепленного за Предприятием. Так, в проверяемом периоде часть имущества Предприятия — 176 единиц станков и оборудования, 1 насосная станция, безвозмездно использовались другой организацией без правовых оснований. В целях передачи указанного имущества в аренду в августе 2019 Предприятием была проведена оценка 102 единиц станков и оборудования для определения рыночной стоимости аренды. Однако договор аренды станков с фактическим пользователем имущества заключен не был. Недополученные доходы Предприятия от использования указанного муниципального имущества, рассчитанные исходя из рыночной стоимости аренды, составили 4 531,2 тыс. рублей.
Из указанных выше 102 единиц оборудования 99 единиц имеются в наличии и на момент проверки продолжали эксплуатироваться, 3 единицы оборудования были утрачены в связи с полным их износом вследствие эксплуатации третьими лицами и в 2020 году списаны из состава основных средств.
Меры со стороны Предприятия по обеспечению сохранности данного имущества и ограничению доступа третьих лиц к нему, по предотвращению безвозмездного использования муниципального имущества третьими лицами, приняты не были. При этом МУПП «Саратовводоканал» несло неэффективные расходы, связанные с его содержанием, в том числе по оплате электроэнергии, фактически потребляемой сторонним пользователем имущества, в сумме 586,7 тыс. рублей.
Также проверкой установлено, что МУПП «Саратовводоканал» было безвозмездно передано обществу с ограниченной ответственностью оборудование общей первоначальной стоимостью 19 645,2 тыс. рублей (в том числе насос стоимостью 18 313,0 рублей). Указанное оборудование используется и было установлено в ходе проведения работ по планово-предупредительному ремонту. Однако Предприятие не воспользовалось правом на возмещение его стоимости. Таким образом, расходы МУПП «Саратовводоканал» в сумме 19 645,2 тыс. рублей на приобретение данного оборудования являлись неэффективными и экономически нецелесообразными.
Кроме того, отсутствие контроля за надлежащим использованием переданного в аренду третьим лицам муниципального имущества и его состоянием повлекло его частичную утрату либо реализацию по цене, сопоставимой со стоимостью лома.
Так, в проверяемом периоде МУПП «Саратовводоканал» использовало автотранспортные средства для сдачи в аренду. Согласно актам приема-передачи все автомобили были переданы в аренду в надлежащем, пригодном для использования в соответствии с их конструктивным назначением состоянии.
Проверкой установлено, что 92 единицы транспортных средств (из 143 единиц, переданных в аренду) были возвращены арендатором Предприятию до истечения сроков действия договоров аренды. Документы, подтверждающие дальнейшую эксплуатацию Предприятием или третьими лицами автомобилей, возвращенных из аренды, в ходе проверки представлены не были.
Однако по истечению непродолжительного времени выбывшие из аренды автомобили согласно заключениям независимых экспертов и оценщиков, актам технического состояния, составленным работниками Предприятия, признавались неработоспособными либо условно пригодными для эксплуатации. Часть выбывших из договоров аренды автомобилей в количестве 9 ед. были списаны и утилизированы, часть — в количестве 62 единиц транспортных средств, были реализованы. Все автомобили были проданы нескольким физическим лицам. Продажная цена на автомобили и спецтехнику устанавливалась на основании отчетов об оценке. При этом часть автомобилей были оценены и реализованы по цене ниже стоимости лома, образовавшегося в случае их утилизации.
Документы, подтверждающие осуществление Предприятием мер, в том числе по претензионно-исковой работе, в отношении арендатора в связи с невыполнением обязанностей по содержанию в надлежащем состоянии арендованного имущества, не представлены.
Следует отметить, что в представленных к проверке документах (актах приема-передачи транспортных средств от арендатора к арендодателю, актах технического состояния транспортных средств, включая акты экспертного исследования и отчеты об оценке рыночной стоимости транспортных средств) содержатся противоречивые сведения о техническом состоянии транспортных средств, выбывших из пользования арендатора по договорам аренды, что не позволяет сделать однозначный вывод о фактическом состоянии данного муниципального имущества, о наличии оснований для его списания и утилизации либо реализации техники по стоимости, сопоставимой стоимости лома либо ниже, а также о надлежащем осуществлении Предприятием контроля за состоянием муниципального имущества, переданного в аренду.
В нарушение закона об унитарных предприятиях, Порядка создания и деятельности муниципальных унитарных и муниципальных казенных предприятий муниципального образования «Город Саратов», МУПП «Саратовводоканал» в 2020 году были совершены крупные сделки, отвечающие признакам взаимосвязанных сделок, по реализации 20 транспортных средств на сумму 1 638,8 тыс. рублей без согласия Учредителя (в лице комитета по управлению имуществом города Саратова) и комитета по экономике администрации муниципального образования «Город Саратов».
МУПП «Саратовводоканал» не осуществлялся надлежащий контроль за поступлением средств в рамках исполнения договоров за водоснабжение и водоотведение, несвоевременно принимались меры, направленные на взыскание задолженности, что привело к потерям доходов на сумму 93 039,3 тыс. рублей в связи с невозможностью взыскания дебиторской задолженности по причине ликвидации должников.
В ходе контрольного мероприятия также установлено, что Предприятием ненадлежащим образом ведется бухгалтерский учет, отсутствуют первичные учетные документы. За период 2018-2020 годы у МУПП «Саратовводоканал» отсутствуют первичные учетные документы, подтверждающие доходы на сумму 201 937,5 тыс. рублей, а также расходы на общую сумму 225 882,9 тыс. рублей, в том числе расходование горюче-смазочных материалов на сумму 17 583,0 тыс. рублей, в связи с чем подтвердить экономическую обоснованность расходов и их связь с хозяйственной деятельностью МУПП «Саратовводоканал» не представляется возможным.
Кроме того, Предприятием не обеспечена сохранность первичных документов, подтверждающих осуществление затрат по строительству объектов водопроводных и канализационных сетей, находящихся в стадии незавершенного строительства и реконструкции на сумму 193 843,8 тыс. рублей, что в дальнейшем может повлечь невозможность постановки указанных объектов на кадастровый учет и оформление на них прав муниципальной собственности.
Проверкой установлено, что на балансе Предприятия числится фактически выбывшее имущество, в частности, в составе оборудования, требующего монтажа, стоимостью 19 645,2 тыс. рублей (в том числе насос стоимостью 18 313,0 рублей), 6 объектов основных средств и 2 010,6 л горюче-смазочных материалов.
Данные о размере дебиторской задолженности МУПП «Саратовводоканал», являющейся активом Предприятия, способным приносить экономические выгоды, носят недостоверный характер. Проверкой установлено, что в составе дебиторской задолженности МУПП «Саратовводоканал» числится задолженность за услуги водоснабжения и водоотведения, нереальная для взыскания по причине ликвидации должников, на общую сумму 30 599,0 тыс. рублей. Часть дебиторской задолженности в сумме 37 250,6 тыс. рублей была списана в отсутствие проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказов руководителя о списании.
Следует отметить, что отражение в бухгалтерском учете и отчетности активов и обязательств, а также операций по их выбытию на основании первичных документов, не обеспечивающих достоверность отраженной в них информации, при отсутствии первичных документов, являющихся основанием для выбытия, является грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и способствовало возникновению ситуаций изложенных выше.
Аудит достоверности отчетности за 2018-2020 годы на Предприятии не проводился.
Таким образом, составленная на основании данных бухгалтерского учета бухгалтерская отчетность предприятия за 2018-2020 годы является недостоверной, включая показатель финансового результата деятельности Предприятия, а также величину его чистых активов.
По состоянию на 30.04.2021 года задолженность перед бюджетом по перечислению части прибыли за пользование муниципальным имуществом составила 611,0 тыс. рублей.
Также следует отметить, что при существенном изменении хозяйственной деятельности МУПП «Саратовводоканал» и ухудшении его финансового положения (убыточности) в 2018-2020 годах, осуществлялось регулярное премирование сотрудников и выплачивались компенсации и единовременные пособия при увольнении работников на общую сумму 1 566,9 тыс. рублей, при этом изменений в Коллективный договор, связанных с пересмотром дополнительных гарантий и льгот, не предусмотренных законодательством, но связанных с результатом деятельности Предприятия, Предприятием не инициировалось, что не обеспечивало оптимизацию его расходов.
По результатам проведенного контрольного мероприятия контрольно-счетной палатой было направлено обращение в Главное управление МВД России по Саратовской области о проверке наличия в действиях должностных лиц МУПП «Саратовводоканал» признаков хищений, злоупотреблений должностными полномочиями или иных противоправных деяний. Также материалы проверки были переданы в прокуратуру города Саратова.
О результатах мероприятия были проинформированы глава муниципального образования «Город Саратов», а также исполняющий полномочия председателя Саратовской городской Думы, Предприятию направлено представление.