Информация о результатах проверки муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 43 имени Героя Советского Союза генерала армии В.Ф. Маргелова»

Контрольно-счетной палатой муниципального образования «Город Саратов» завершена проверка финансово-хозяйственной деятельности, в том числе использования бюджетных средств, а также соблюдения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом за 2019 — 2020 годы в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 43 имени Героя Советского Союза генерала армии В.Ф. Маргелова» (далее по тексту – учреждение, школа).

Проведенный анализ расходования учреждением средств на выплату заработной платы педагогическим работникам выявил ряд нарушений и недостатков.

В соответствии с Положением о новой системе оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным Решением Саратовской городской Думы от 16.07.2008 № 30-313, руководитель образовательного учреждения ежегодно на начало учебного года составляет и утверждает тарификационные списки, определяющие нагрузку на работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс. Данные списки лежат в основе определения заработной платы конкретного учителя, а также расчета средней заработной платы педагогов по школе на начало учебного года. При этом размер должностного оклада директора учреждения также рассчитывается исходя из средней заработной платы на начало учебного года учителей и иных категорий педагогического персонала школы. Кроме того, на основании размера оклада директора рассчитываются оклады заместителей директора (от 50 до 90% от должностного оклада директора).

В проверенном учреждении выявлены случаи создания искусственных условий для установления оклада директора школы в завышенном размере. Так, в учреждении тарификационные списки, составленные на 2 сентября 2019 года, определяли нагрузку и оклады работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс, в отношении 29 учителей. Общая аудиторная и неаудиторная нагрузка составила от 34 до 36 часов в неделю на одного педагога. Однако на указанную дату фактическая численность учителей и иных категорий педагогического персонала составляла 38 человек.

В тарификационных списках, составленных на 1 сентября 2020 года, учебная нагрузка была также распределена в отношении 29 учителей. Средняя нагрузка на 1 педагога составила 35,8 часов в неделю. При этом на 1 сентября 2020 года фактическая численность учителей и иных категорий педагогического персонала школы составляла 35 человек.

Такое распределение нагрузки на меньшее число учителей позволило расчетным образом получить более высокий размер средней заработной платы педагогов на конкретную дату (на начало учебного года) и на основании него определить размер оклада директора школы.

После утверждения тарификационных списков и определения средней заработной платы учителей и иных категорий педагогического персонала приказами директора учебная нагрузка перераспределялась на фактическое количество педагогов, в том числе на заместителей директора, а также на дополнительно принимаемых на работу учителей, и в среднем нагрузка на одного педагогического работника составляла к декабрю 2019 года 23,1 часа в неделю, к декабрю 2020 года — 18,3 часа в неделю.

Также при проверке отмечена систематичность принятия на работу и увольнения некоторых учителей: их увольнение осуществлялось перед новым учебным годом, а повторное трудоустройство непосредственно сразу после начала учебного года (в отдельных случаях в течение 2-3 месяце после начала учебного года). Таким образом, данные учителя фактически осуществляли педагогическую деятельность в течение учебного года, но их нагрузка и, соответственно, заработная плата не учитывалась при определении средней заработной платы педагогов на начало учебного года, что также позволило искусственным образом получить более высокий размер оклада руководителя школы.

Вместе с тем в школе при определении нагрузки на 29 педагогов на начало учебного года существовала практика, когда учителю предусматривались часы преподавания различных по своей направленности предметов, например, и истории, и обществознания, и алгебры, и информатики. При этом в отношении ряда учителей документов, подтверждающих их квалификацию в объеме, достаточном для преподавания всех предметов утвержденной для них учебной нагрузки, в ходе контрольного мероприятия не были представлены.

Всего в результате искусственно созданных условий, позволяющих установить должностной оклад директору школы в более высоком размере, в проверяемом периоде были завышены расходы на оплату труда руководящего персонала на общую сумму 3 068,8 тыс. рублей, в том числе директору учреждения — в сумме 720,4 тыс. рублей, заместителям директора, оклад которых рассчитывается в процентном отношении к окладу директора, — в сумме 2 348,4 тыс. рублей.

Следует отметить значительное число заместителей директора в учреждении. Так, в 2019 году в штатном расписании учреждения имелось 8,5 штатных единиц заместителей директора, которые были заняты 9 лицами. Расходы на оплату труда заместителей директора в 2019 году составили 23% от общего фонда оплаты труда (ФОТ). В 2020 году в учреждении было 6 штатных единиц заместителей директора, которые были заняты 7 лицами. Расходы на оплату труда заместителей директора в 2020 году составили 17% от общего ФОТ.

Анализ формирования фонда оплаты труда педагогов в учреждении выявил ряд допущенных нарушений Методики формирования фонда оплаты труда и заработной платы работников муниципальных учреждений, участвующих в оказании муниципальных услуг в соответствии с муниципальным заданием (утв. решением Саратовской городской Думы от 16.07.2008 № 30-313), а также в отдельных случаях положений коллективных договоров на 2016-2019 годы и на 2019-2022 годы.

Согласно коллективному договору учреждения фонд оплаты труда состоит из базовой (80%) и стимулирующей части (не менее 20%). При этом базовая часть ФОТ педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, должна составлять 70%, остальных работников — 30%.

Однако в 2019 году базовая часть ФОТ педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, была занижена на 1243,6 тыс. рублей и составила 12019,0 тыс. рублей. При этом базовая часть ФОТ иного персонала учреждения была увеличена в 1,7 раза (на 3761,9 тыс. рублей) и составила 9445,9 тыс. рублей. В 2020 году базовая часть ФОТ педагогов была занижена на 680,3 тыс. рублей и составила 13040,3 тыс. рублей, при этом базовая часть ФОТ иного персонала учреждения была увеличена в 1,8 раза (на 4543,1 тыс. рублей) и составила 10423,3 тыс. рублей.

Стимулирующая часть ФОТ была уменьшена в 2019 году в 1,7 раза (на 1936,3 тыс. рублей) и составила 2800,3 тыс. рублей, а в 2020 году — в 2,2 раза (на 2718,2 тыс. рублей) и составила 2182,0 тыс. рублей. Такое занижение стимулирующей части ФОТ в учреждении повлекло занижение стоимости денежного эквивалента баллов портфолио результатов деятельности учителя, на основании которых рассчитываются размеры стимулирующих выплат педагогам.

В результате несоблюдения установленных пропорций соотношений базовых и стимулирующей частей фонда оплаты труда, необоснованно увеличивались части ФОТ административно-управленческого и вспомогательного персонала за счет уменьшения части ФОТ педагогов.

В ходе проверки возникли вопросы и к функционированию школьных методических объединений, так как в учреждении отсутствуют документы, регламентирующие и подтверждающие их фактическую деятельность, вследствие чего не представляется возможным определить обоснованность выплат компенсационного характера за руководство школьными методическими объединениями в проверяемом периоде на общую сумму 497,1 тыс. рублей (с учетом начислений). При этом формально функции руководства ими передавались заместителям директора учреждения.

Также в проверяемом периоде в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №43 имени Героя Советского Союза генерала армии В.Ф. Маргелова»:

только одному из пяти молодых педагогов, принятых на работу в учреждение в проверяемом периоде, была установлена специальная стимулирующая выплата, предусмотренная решением Саратовской городской Думы от 16.07.2008 № 30-313;

выявлен случай осуществления стимулирующих выплат за баллы портфолио результатов деятельности педагога заместителю директора, не предоставлявшему портфолио, что привело к необоснованным расходам на оплату труда в сумме 51,3 тыс. рублей (с учетом начислений).

Анализ распределения доходов, полученных от оказания школой платных образовательных услуг, показал, что почти в полном объеме полученные средства направляются на оплату труда. При этом значительная часть этих средств направляется на оплату труда лиц, не участвующих непосредственно в осуществлении образовательной деятельности. Так, оплата труда учителей в зависимости от нагрузки (варьировалась от 8 до 45 учебных часов в месяц) за оказание платных образовательных услуг составила в 2019 году от 3,6 до 17,9 тыс. рублей в месяц, в 2020 году — от 3,7 до 21,3 тыс. рублей в месяц. При этом общая сумма расходов на оплату труда административно-управленческого и прочего персонала (4 штатных единицы из 22,9 в 2019-2020 учебном году и из 25,6 штатных единиц в 2020-2021 учебном году), непосредственно не участвующих в процессе обучения детей и формально выполняющих функции методиста, куратора курса, уборщика, технического работника, составляла в 2019 году — 758,4 тыс. рублей, или 25,7% от общей суммы расходов на оплату труда от доходов от оказания платных услуг; в 2020 году — 484,4 тыс. рублей, или 24,6%. Например, доплата сотруднику за выполнение обязанностей куратора курса ежемесячно составляла 30,0 тыс. рублей.

При проверке организации предоставления бесплатного горячего питания ученикам начальной школы в 2020 году были установлены случаи указания недостоверного числа детей, получивших питание. В результате завышения учреждением на 362 дето-дня объема полученных услуг по обеспечению горячим питанием в сентябре — декабре 2020 года осуществлены необоснованные расходы средств субсидии на возмещение части затрат, связанных с оказанием услуг по предоставлению питания отдельным категориям обучающихся, на общую сумму 25,4 тыс. рублей.

Проверка расходования средств на ремонт кровли МОУ «Средняя общеобразовательная школа №43 имени Героя Советского Союза генерала армии В.Ф. Маргелова» показала, что при принятии в сентябре 2020 года и оплате работ на сумму 1163,5 тыс. рублей учреждение не воспользовалось правом проверки хода и качества выполняемых ремонтных работ, в том числе на этапе проведения подрядчиком скрытых работ (по демонтажу и устройству выравнивающих цементно-песчаных стяжек, по огрунтовке оснований из бетона (раствора) под водоизоляционный кровельный ковер праймером битумным). При осмотре здания в феврале 2021 года установлено, что на 2 этаже в актовом зале на потолке и стенах имеются значительные следы протечки кровли, участки которой ремонтировались в период с 28.07.2020 по 25.09.2020. Однако учреждением не приняты меры по установлению причин протечки, не рассмотрен вопрос о наличии оснований для обращения к подрядчику с требованиями об устранении в течение гарантийного срока возможных недостатков и о принятии других мер ответственности при наличии вины подрядчика.

По результатам проведенного контрольного мероприятия руководителю учреждения направлено представление.

Материалы проверки переданы в прокуратуру города Саратова. О результатах мероприятия проинформированы глава муниципального образования «Город Саратов», а также исполняющий полномочия председателя Саратовской городской Думы.

Скачать PDF