В соответствии с пунктом 4 раздела 2 плана работы контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов», на основании распоряжения контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов» от 04.10.2013 № 49-01-03 и удостоверения на право проведения проверки от 04.10.2013 № 38-01-31, выданного председателем контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов», инспектором Черновым А.С. (руководитель) и главным специалистом Музуровой Н.Г. с 07.10.2013 по 29.10.2013 проведено контрольное мероприятие за устранением нарушений, выявленных при проверке финансово-хозяйственной деятельности муниципального автономного учреждения «Дирекция физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений» (далее – МАУ «Дирекция физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений», МАУ «ДФОСС», Дирекция, Учреждение).
Цель контрольного мероприятия: устранение МАУ «Дирекция физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений» нарушений, указанных в акте контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов» от 13.11.2012 (далее – акт проверки от 13.11.2012) и недопущение их в период с ноября 2012 года по сентябрь 2013 года.
Контрольное мероприятие проведено с ведома директора МАУ «Дирекция физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений» и главного бухгалтера.
В проверяемом периоде Учреждение действовало на основании Устава (с изменениями), утвержденного в 2011 году председателем комитета по управлению имуществом города Саратова, начальником управления по физической культуре и спорту администрации муниципального образования «Город Саратов» и зарегистрированного межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области 29.12.2011.
Настоящей проверкой установлен факт использования МАУ «ДФОСС» в своей деятельности печати с изображением Государственного герба РФ.
Согласно Федеральному Конституционному закону от 25.12.2000 №2-ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации» (ст. 1, 4), Государственный герб РФ является официальным государственным символом РФ, он помещается на печатях исключительно федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния. Таким образом, использование Государственного герба Российской Федерации – официального государственного символа Российской Федерации – допускается только в определенных названным законом случаях. МАУ «Дирекция физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений» не относится к федеральным органам государственной власти, государственными полномочиями Российской Федерации не наделено, следовательно, использование им печати с Государственным гербом РФ влечет нарушение ст. 4 Федерального Конституционного закона от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации».
В ходе контрольного мероприятия была осуществлена проверка устранения отраженного в акте от 13.11.2012 нарушения статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации в части отсутствия государственной регистрации на 11 из 28 объектов недвижимости, переданных МАУ «ДФОСС» на праве оперативного управления. В результате установлено, что из 11 объектов осуществлена государственная регистрация только по 3. Таким образом, нарушение статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, устранено частично. На момент проверки отсутствует государственная регистрация:
– нежилого здания площадью 80,2 кв. м (клуб ходьбы и бега «Сокол»), расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Мира, д. 17а;
– нежилого здания площадью 2986,5 кв.м (спортивный комплекс «Строитель»), расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Азина В.М, д. 14а;
– нежилых зданий общей площадью 113,4 кв.м (летние домики №№ 1,2,3,4,5), расположенных по адресу: остров «Дубовая грива», турбаза «Молния»;
– нежилых помещений общей площадью 94 кв. м (офисы Дирекции), расположенных по адресу: г. Саратов, ул. Чапаева, д. 68/70;
– нежилого здания площадью 1441,5 кв. м (плавательный бассейн ФОК «Заводской»), расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Парковая, д. 51;
– нежилого помещения площадью 1191,6 кв.м (СЦ «Торпедо»), расположенного по адресу: г. Саратов, Ново-Астраханское шоссе, д. 56;
– стадиона «Юность» площадью 7000 кв.м, расположенного по адресу: г. Саратов, Детский парк;
– нежилого здания площадью 1594,7 кв. м (ФОК «Заводской»), расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Парковая, д. 51.
Нарушения п. 333 «Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений», утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 №157н (далее – Инструкция №157н), в части не отражения стоимости земельных участков на сумму 245321,6 тыс. рублей в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (форма 0503730) по состоянию на 01.01.2012, Учреждением принято к сведению и при формировании годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год стоимость земельных участков отражена в полном объеме на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».
Аналогично, в целях устранения нарушения п. 349 Инструкции 157н, в части не отражения запасных частей к транспортным средствам, выданных взамен изношенных на сумму 27,6 тыс. рублей, в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах Баланса за 2011 год (форма 0503130) Учреждением при формировании годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год указанные материальные ценности отражены на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных».
Нарушение п. 345 Инструкции № 157н в части отсутствия в Учреждении на забалансовом счете 07 «Переходящие награды, призы, кубки» учета материальных ценностей в виде призов, кубков, грамот, медалей устранено. При формировании годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год указанные материальные ценности отражены по состоянию на 01.01.2013 на соответствующем забалансовом счете.
Проверкой достоверности годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год установлено.
В январе-феврале 2013 года Учреждением произведено начисление и оплата земельного налога за 4 квартал 2012 года на сумму 987,0 тыс. рублей (платежные поручения от 29.01.2013 № 56, от 29.01.2013 № 55, от 01.02.2013 № 105,).
Статьей 54 Налогового кодекса РФ определено, что исчисление налоговой базы производится по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
В результате, допущено искажение показателей Баланса за 2012 год на сумму 987,0 тыс. рублей, в части несвоевременного отражения кредиторской задолженности по оплате земельного налога.
Данный факт привел к искажению показателей Баланса Учреждения по состоянию на 01.01.2013 по строке 515 «Расчеты по иным платежам в бюджет» на сумму 987,0 тыс. рублей.
Аналогично в 2013 году Учреждением произведено начисление и оплата налога на имущество за 4 квартал 2012 года на сумму 601,2 тыс. рублей.
В соответствии со ст. 375 Налогового кодекса РФ в налоговую базу в целях исчисления налога на имущество Учреждения входит остаточная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, которая в соответствии с п. 11 Инструкции 157н отражена в декабре 2012 года, то есть у Учреждения отсутствовали основания для несвоевременного исчисления налога на имущество.
В результате, данные строки 515 «Расчеты по иным платежам в бюджет» Баланса Учреждения за 2012 год занижены на сумму 601,2 тыс. рублей.
Таким образом, в нарушение п. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерией МАУ «ДФОСС» не обеспечена достоверность годовой бухгалтерской отчетности – занижены показатели Баланса Учреждения за 2012 по строке по строке 515 «Расчеты по иным платежам в бюджет» на сумму 1588,2 тыс. рублей.
В акте проверки от 13.11.2012 отмечены факты оказания в 2011, 2012 годах МАУ «ДФОСС» платных услуг, на которые не предусмотрены тарифы, утвержденные Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 02.07.2009 № 364 «Об утверждении тарифов на дополнительные услуги, оказываемые муниципальным учреждением «Дирекция физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений». В целях недопущения указанного нарушения, Учреждением с октября 2012 года оказание платных услуг осуществляется в соответствии Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 02.07.2009 № 364 «Об утверждении тарифов на дополнительные услуги, оказываемые муниципальным учреждением «Дирекция физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений», наименование услуг и цен соответствуют утвержденным.
Отраженные в акте проверки от 13.11.2012 нарушения п. 1 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ в части отсутствия в муниципальном задании на 2012 год показателей, характеризующих качество и (или) объем оказываемых услуг или выполняемых работ, определения категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг, порядка оказания соответствующих услуг, не устранены.
В 2013 году до Учреждения доведено муниципальное задание, утвержденное начальником управления по физической культуре и спорту администрации муниципального образования «Город Саратов» на предоставление муниципальной услуги «Обеспечение доступа к муниципальным спортивным объектам».
Пунктом 2 муниципального задания определена категория потребителей муниципальной услуги – учащиеся муниципальных спортивных школ, что соответствует административному регламенту предоставления муниципальной услуги «Предоставление в пользование населению муниципальных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений», утвержденному постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 03.06.2010 № 1452.
Пунктом 3.1 определены показатели, характеризующие качество муниципальной услуги, в состав которых входит: своевременность предоставления муниципальной услуги, количество поступивших обоснованных жалоб на оказанные услуги, уровень материально-технического оснащения процесса оказания муниципальной услуги и т. д.
Пунктом 3.2 муниципального задания определены объемы муниципального задания, выраженные в количестве часов обеспечения доступа к муниципальным спортивным объектам, количестве часов продолжительности занятий на муниципальных спортивных объектах в рамках учебного плана.
Пунктом 4 муниципального задания определен порядок оказания муниципальной услуги.
Кроме того, с целью обеспечения контроля за текущим исполнением муниципального задания МАУ «ДФОСС», управлением по физической культуре и спорту администрации муниципального образования «Город Саратов» (Учредителем) введены дополнительные сроки предоставления отчета об исполнении муниципального задания – за 1 полугодие 2013 года (срок предоставления до 30.07.2013), за 9 месяцев 2013 года (срок предоставления до 30.10.2013).
Нарушение п. 4.3 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотой и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Центральным банком РФ от 12.10.2011 № 373-П (далее – Положение № 373-П), в части выдачи денежных средств под отчет заместителю директора без подписи получателя, устранено, подпись восстановлена.
Нарушение п. 2 ст. 9 Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете» от 24.11.1996 № 129-ФЗ, п. 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров Центрального банка РФ от 22.09.1993 № 40 (далее – Порядок № 40), в части отсутствия печати Учреждения в квитанциях к приходным кассовым ордерам о приеме наличных денежных средств, отмеченных в акте проверки от 13.11.2012, устранено, печать проставлена.
Однако нарушение указанных нормативных и правовых актов имеет место и в 2013 году. В квитанциях об оплате услуги к приходным кассовым ордерам о приеме денег, выписанных в 2013 году, отсутствует печать Учреждения. Например, приходные кассовые ордера: от 18.04.2013 № 129 (квитанции № 011630, № 011664, № 011673), от 18.04.2013 №128 (квитанции № 011631-011663; № 011665-011672; № 011674-011680) ФОК «Солнечный», от 04.04.2013 № 105 (квитанции № 010846-010850, № 010853-010886; № 010889, № 010890, № 010892-010896), от 27.02.2013 № 45 (№ 008396, № 008390-008393, № 008522-008536, № 008539-008541, № 008544-008553, № 008556-008568, № 008570-008581) ФОК «Солнечный», от 23.04.2013 № 010307 СК «Строитель», от 28.06.2013 № 37 (№ 012223-012237) СК «Строитель» и т.д. Всего в проверяемом периоде бухгалтерией Учреждения оприходовано денежных средств по первичным документам, оформленным с нарушением законодательства, на общую сумму 68,8 тыс. рублей. Установленный факт является нарушением п. 4 ст. 9 Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 3.2 Положения № 373-П.
Нарушение приложения 5 Методических указаний по применению форм первичных учётных документов и формированию регистров бухгалтерского учёта», утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 15.12.2010 № 173н (далее – Указания 173н), в части отсутствия в квитанциях (форма 0504510) подписей лиц, оплативших услугу, устранено, подписи восстановлены.
Однако в проверяемом периоде имеет место аналогичное нарушение. Например, квитанции от 25.09.2013 № 014227, № 014228, № 013885 в структурном подразделении СЦ «Юность», квитанции от 10.04.2013 № 011286, от 12.04.2013 №011340, № 011367, от 13.04.2013 № 011376, от 04.04.2013 № 010850, № 010853, от 04.04.2013 № 010892, № 010893, № 010895, № 010896, от 06.04.2013 № 010990, от 27.02.2013 № 008558, от 16.04.2013 011567, от 17.04.2013 № 011581, от 17.04.2013 № 011604, от 17.04.2013 № 011578 в структурном подразделении ФОК «Солнечный», квитанции от 15.04.2013 № 010539, от 07.06.2013 № 012305, от 26.08.2013 № 014120 в структурном подразделении СЦ «Сокол» и т. д, также не содержат подписей лиц, оплативших услугу. Всего с аналогичным нарушением в проверяемом периоде принято к учету квитанций на 1,9 тыс. рублей.
Повторные нарушения позволяют сделать вывод об отсутствии контроля со стороны администрации Учреждения за работой структурных подразделений и формальном подходе при принятии мер по устранению нарушений, отмеченных в акте проверки от 13.11.2012.
Кроме того, в ходе настоящего контрольного мероприятия установлено нарушение, ранее не отмеченное в акте проверки от 13.11.2012, в части применения методики расчета лимита остатка наличных денежных средств в кассе Учреждения, предусмотренной Положением № 373-п.
В соответствии с разделом II Приложения к Положению № 373-п расчетный период, определяемый юридическим лицом, за который учитывается объем выдач наличных денег должен составлять не более 92 рабочих дней. При определении Учреждением лимита остатка наличных денег на период с июля по декабрь 2013 года расчетный период составил 116 рабочих дней. Таким образом, лимит остатка наличных денежных средств в кассе МАУ «ДФОСС» в указанном периоде рассчитан с нарушением действующего законодательства и должен составлять 271,6 тыс. рублей вместо 273,7 тыс. рублей. Следует отметить, что указанное нарушение не повлекло за собой превышение лимита остатка денежной наличности в кассе МАУ «ДФОСС».
Нарушение п.1 ст. 9 Федерального закона РФ от 24.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», отмеченное в акте проверки от 13.11.2012, выразившееся в принятии к учету авансового отчета от 22.02.2012 № 21 экономиста по договорной и претензионной работе на сумму 0,2 тыс. рублей без приложения оправдательных документов, не устранено. Согласно пояснению главного бухгалтера МАУ «ДФОСС», первичный документ, подтверждающий произведенные расходы на сумму 0,2 тыс. рублей утерян, и устранить данное нарушение, не представляется возможным.
Нарушение в части принятия к учету авансового отчета от 19.06.2012 № 83 на сумму 0,2 тыс. рублей водителя К., выразившееся в несоответствии оправдательных документов перечню, отраженному в указанном авансовом отчете, не устранено. Аналогичные нарушения в 2013 году не установлены.
Нарушение раздела 3 Указаний 173н в части отсутствия нумерации подотчетными лицами первичных документов, приложенных к авансовым отчетам от 17.05.2012 № 77 подотчетного лица Т.; от 01.08.2012 № 114 подотчетного лица Б. не устранено.
Проверкой установлено, что администрацией МАУ «ДФОСС» не приняты меры по устранению указанного нарушения и дальнейшего его недопущения. Указанное нарушение имеет место и в проверяемом периоде, например: авансовый отчет от 03.06.2013 № 000000031 на сумму 5,2 тыс. рублей подотчетного лица Р., авансовый отчет от 13.06.2013 № 000000037 на сумму 0,7 тыс. рублей подотчетного лица Т.
Кроме того, проверкой установлены нарушения действующего законодательства при осуществлении расчетов с подотчетными лицами, не отмеченные в акте проверки от 13.11.2012.
В нарушение п. 5 ст. 8 Федерального закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 3 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Учреждением в период с ноября 2012 года по август 2013 года несвоевременно принимались к учету первичные учетные документы на общую сумму 95,2 тыс. рублей, в том числе в 2012 году на 37,9 тыс. рублей, с февраля по август 2013 года на 57,3 тыс. рублей. Например, к авансовому отчету от 26.11.2012 №152 подотчетного лица экономиста по договорам приложены кассовый и товарный чеки от 09.08.2012 на покупку цветов, на сумму 10,0 тыс. рублей; к авансовому отчету от 25.03.2013 № 9 подотчетного лица заведующей СЦ «Клуб ходьбы и бега» приложены кассовый и товарный чеки от 18.01.2013 на покупку материальных ценностей, на сумму 0,4 тыс. рублей и т.д.
Данное нарушение повлекло занижение остатков по счетам бухгалтерского учета по итогам каждого отчетного месяца на сумму 95,2 тыс. рублей, не повлекшее искажение Баланса Учреждения по состоянию на 01.01.2013.
Нарушения, отмеченные в акте проверки от 13.11.2012, в части необоснованного применения бюджетной классификации, предусмотренной Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2010 № 190н, не устранены. В проверяемом периоде МАУ «ДФОСС» осуществляло расходы в соответствии с требованиями бюджетной классификации.
Проверкой устранения нарушений, отраженных в акте проверки от 13.11.2012, в части возмещения потребленных арендаторами коммунальных услуг, установлено.
В акте предыдущей проверки отражено наличие дебиторской задолженности за коммунальные услуги, потребленные ООО «ДиАрх» за 2011 год, 9 месяцев 2012 года, которому на основании договора аренды от 28.05.2008 № 904/4 передано нежилое помещение, площадью 18 кв.м, расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Чехова, д.9. Согласно данным бухгалтерского учета, дебиторская задолженность по состоянию на 01.01.2012 составила 6,8 тыс. рублей, по состоянию на 01.10.2012 составила 6,9 тыс. рублей. Указанная задолженность погашена арендатором в полном объеме в 2013 году. В период с января по сентябрь 2013 года МАУ «ДФОСС» произведено начисление за коммунальные услуги в сумме 4,9 тыс. рублей, арендатором перечислено 4,7 тыс. рублей. По состоянию на 01.10.2013 перед ООО «ДиАрх» числится дебиторская задолженность в сумме 0,2 тыс. рублей, которая является текущей и реальной к взысканию.
Проверкой погашения дебиторской задолженности за 2011, 2012 годы перед МОУДОД «Центр внешкольной работы» установлено. По состоянию на 01.01.2012 объем дебиторской задолженности составил 12,2 тыс. рублей, по состоянию на 01.10.2012 – 13,9 тыс. рублей. Указанная дебиторская задолженность за 2011, 2012 годы погашена в полном объеме в 2013 году. Настоящей проверкой установлено, что за 9 месяцев 2013 года МОУДОД «Центр внешкольной работы» произведено начисление за коммунальные услуги в сумме 73,5 тыс. рублей, фактически перечислено – 68,1 тыс. рублей. Дебиторская задолженность по состоянию на 01.10.2013 составила 5,4 тыс. рублей. Данная задолженность является текущей и реальной к взысканию.
В акте предыдущей проверки Учреждению во исполнение пункта 2.2.10 договора аренды между комитетом по управлению имуществом города Саратова и ООО «ДиАрх», было указано на необходимость заключения договора на возмещение расходов, которые несет МАУ «ДФОСС» за сбор и вывоз бытовых отходов производства и потребления, в соответствии с договорами от 01.02.2011 № 77/11, от 01.07.2011 № 77/11-1, заключенными с ООО «Служба благоустройства-1», от 30.09.2011 № 77/11-1 – с ООО «СпецАвтоТранс». Настоящей проверкой установлено, что затраты на возмещение расходов по сбору и вывозу твердых бытовых отходов включены в договор от 01.03.2013 № 2 на возмещение коммунальных услуг. Таким образом, Учреждением приняты соответствующие меры по устранению указанного нарушения.
Нарушение, отмеченное в акте проверки от 13.11.2012, в части необоснованного расчета стоимости возмещения расходов по оплате в 2011 году коммунальных услуг потребленных ООО «ДиАрх», МОУДОД «Центр внешкольной работы», повлекшее за собой потери Учреждения на общую сумму 15,0 тыс. рублей, из которых: ООО «ДиАрх» – 1,5 тыс. рублей, МОУДОД «Центр внешкольной работы» – 13,5 тыс. рублей, не устранено в связи с истечением срока действия договоров на возмещение коммунальных услуг.
Проверкой расчетов стоимости возмещения расходов по оплате коммунальных услуг ООО «ДиАрх», МОУДОД «Центр внешкольной работы» в 2013 году, нарушений не установлено.
Кроме того, в ходе настоящего контрольного мероприятия проведена выборочная проверка договоров, заключенных Учреждением в 2012 – 2013 годах, по результатам которой установлено.
В январе 2013 года МАУ «ДФОСС» заключен договор от 22.01.2013 № 25 с МУП «Городские дороги плюс» на сумму 100,0 тыс. рублей. Предметом договора является выполнение работ по вывозу снега с территории, прилегающей к муниципальному катку, расположенному по адресу: г. Саратов, Театральная площадь. Оплата указанного договора произведена с подстатьи КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на основании актов выполненных работ. Согласно данным бухгалтерского учета, исполнение указанного договора по состоянию на 01.10.2013 произведено на сумму 56,2 тыс. рублей. Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 21.12.2012 № 171н, определено, что на подстатью КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» относят расходы, связанные с содержанием, обслуживанием и ремонтом нефинансовых активов, переданных в аренду, безвозмездное пользование, а также находящихся в оперативном управлении Учреждения.
Пунктом 4.3 постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 12.11.2010 №2781 «О порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями и финансового обеспечения выполнения этого задания» определено, что размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания для муниципального бюджетного учреждения рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (работ), объема оказания муниципальных услуг (выполнения работ) и расходов на содержание имущества муниципального учреждения.
Территория, на которой осуществлялся сбор и вывоз снега, в состав имущества МАУ «ДФОСС» не была введена, соответствующие документы к проверке представлены не были.
В результате, в 2013 году Учреждением произведены расходы в сумме 56,2 тыс. рублей на содержание территории, не числящейся в составе имущества Учреждения, что является нецелевым использованием субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.
Кроме того, положения указанного договора не раскрывают понятие «прилегающая площадь муниципального катка», в частности отсутствует граница и площадь территории с которой фактически производится уборка и вывоз снега. Таким образом, расходы в сумме 56,2 тыс. рублей, произведенные МАУ «ДФОСС» на оплату указанного договора, не могут считаться обоснованными.
В январе 2013 года МАУ «ДФОСС» заключен договор от 25.01.2013 № 242 с ООО «ЮнитСтройГрупп» на сумму 180,0 тыс. рублей. Предметом договора является вывоз снега с территорий МАУ «ДФОСС». Оплата указанного договора произведена за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на основании актов выполненных работ. Согласно данным бухгалтерского учета, исполнение указанного договора по состоянию на 01.10.2013 произведено на сумму 70,0 тыс. рублей. При этом положения договора, акт выполненных работ не содержат перечень территорий, с которых осуществлялся вывоз снега. Таким образом, по представленным к проверке документам невозможно соотнести количество объектов, где осуществлялся вывоз снега с объемами выполненных работ, кроме того, невозможно установить принадлежность к МАУ «ДФОСС» убираемых территорий.
В результате, расходы Учреждения в сумме 70,0 тыс. рублей, направленные на оплату указанного договора, не могут считаться обоснованными.
В январе 2013 года МАУ «ДФОСС» заключен договор от 09.01.2013 № 03-ТО с ООО «Компания «Батальон-А» на сумму 54,0 тыс. рублей. Предметом договора является техническое обслуживание пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре. На момент проведения проверки оплата указанного договора произведена на сумму 36,0 тыс. рублей с подстатьи КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на основании актов выполненных работ.
Пунктом 1.1 договора определены 9 объектов обслуживания, которые расположены по адресам:
– г. Саратов, Ново-Астраханское шоссе, д. 56 (СЦ «Торпедо»);
– г. Саратов, ул. Парковая, д. 51 (ФОК «Заводской»);
– г. Саратов, ул. Азина, д.14 «А» (СК Строитель»);
– г. Саратов, ул. Мира, д.15 (СЦ «Сокол»);
– г. Саратов, проспект 50 лет Октября, д. 126 (СЦ «Юный десантник»);
– г. Саратов, ул. Мира, д. 17 «А» (СЦ «Ходьбы и бега «Сокол»);
– г. Саратов, ул. Рабочая, д.106 (СК «Юность»);
– г. Саратов, ул. Чернышевского, д. 199 «А» (СК «Спартак»).
При этом, согласно оборотной ведомости по нефинансовым активам за период с января по сентябрь 2013 года по счету 010100000 «Основные средства», из вышеуказанного перечня структурных подразделений МАУ «ДФОСС» система пожарной сигнализации на балансе Учреждения числится только по 1 объекту – г. Саратов, Ново-Астраханское шоссе, д. 56 (СЦ «Торпедо»).
В составе объекта недвижимого имущества система пожарной сигнализации по остальным структурным подразделениям, также отсутствует, о чем свидетельствуют, инвентарная карточка учета основных средств по указанным нежилым помещениям.
В результате, в 2013 году Учреждением произведены расходы в сумме 32,0 тыс. рублей на обслуживание пожарной сигнализации, установленной в 8 структурных подразделениях МАУ «ДФОСС», не числящейся в составе имущества Учреждения, что является нецелевым использованием средств бюджета муниципального образования «Город Саратов».
Кроме того, в январе 2013 года ООО ЧОП «Спекторбезопасности-А» осуществлял ремонт систем пожарной сигнализации, установленной в структурных подразделениях МАУ «ДФОСС», расположенных по адресам:
– г. Саратов, ул. Парковая, д. 51 (ФОК «Заводской»);
– г. Саратов, ул. Азина, д.14 «А» (СК «Строитель»).
Согласно заказам-нарядам от 22.01.2013 № 00000118 на сумму 0,6 тыс. рублей, от 22.01.2013 № 00000117 на сумму 3,5 тыс. рублей, подписанным обеими сторонами, работы по ремонту пожарной сигнализации выполнены в полном объеме.
В результате, произведенный ремонт систем пожарной сигнализации, не числящихся в составе имущества Учреждения, указывает на нецелевое использование субсидии, выделенной МАУ «ДФОСС» на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, на общую сумму 4,1 тыс. рублей.
В марте 2012 года Учреждением заключен договор от 26.03.2012 № 5 с ООО «Саратовская геодезическая компания» на сумму 16,6 тыс. рублей. Предметом договора является предоставление стоянки автомобиля ГАЗ 31105, регистрационный знак Р530ТН 64. Согласно пункту 7.1 договора, оплата стоянки производится из расчета 60,0 рублей за полные сутки. Дополнительным соглашением от 29.11.2012 № 1 сумма договора уменьшена до 16,0 тыс. рублей
Оплата указанного договора производилась по факту оказания услуг хранения транспортного средства, на основании актов выполненных работ и за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.
Проверкой целесообразности заключения указанного договора и обоснованности его оплаты установлено.
Согласно пункту 1.1 договора, автомобильная стоянка расположена по адресу: г. Саратов, ул. Азина, д. 20. Необходимость хранения автомобиля на указанной стоянке обусловлена ближайшем местонахождением структурного подразделения МАУ «ДФОСС» – спортивного комплекса «Строитель», расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Азина В.М, д. 14а.
По данным путевых листов указанное транспортное средство ежедневно, в течение всего периода действия указанного договора, возвращалось водителем на территорию МАУ «ДФОСС» (г. Саратов, ул. Чапаева 68/70), при этом плата за хранение взималась с Учреждения посуточно. Кроме того, учитывая ежедневный маршрут, отмеченный в путевых листах данного автомобиля, фактическое расстояние между структурными подразделениями МАУ «ДФОСС» и время его преодоления, можно сделать вывод о том, что автомобиль ГАЗ 31105 фактически находился на стоянке, расположенной по адресу г. Саратов, ул. Азина, д. 20 не более 1-2 часов. Указанные факты позволяют сделать вывод об экономической нецелесообразности заключения указанного договора.
Кроме того, проверкой установлено, что Учреждением производилась оплата суток пребывания на стоянке в дни, когда указанное транспортное средства фактически не осуществляло выезды в СК «Строитель» или иные пункты назначения, расположенные в территориальной близости к месту стоянки по адресу г. Саратов, ул. Азина, д. 20, следовательно, отсутствовала необходимость постановки данного автомобиля на стоянку. В остальные дни, факт постановки указанного транспортного средства на стоянку, согласно путевым листам, также не подтвержден.
Например, согласно маршрутам следования автомобиля ГАЗ 31105, отмеченным в путевых листах за ноябрь 2012 года, выезды в СК «Строитель» осуществлялись только 8,14,18 и 23 ноября, то есть всего 4 раза. Согласно акту выполненных работ от 30.11.2012 № 226, Учреждению предъявлено к оплате 1,8 тыс. рублей за 30 суток хранения автомобиля ГАЗ 31105, что превышает количество дней возможного фактического пребывания на 26 суток.
Проанализировав путевые листы автомобиля ГАЗ 31105 государственный номер Р530ТН 64 за период с 26.03.2012 по 31.12.2012 (период действия договора) установлено, что в указанном периоде данное транспортное средство осуществляло выезды в СК «Строитель» или иные пункты назначения, расположенные в территориальной близости к месту стоянки по адресу г. Саратов, ул. Азина, д. 20, всего 79 раз. При этом за указанный период МАУ «ДФОСС» произведена оплата за 266 суток хранения транспортного средства ГАЗ 31105 на общую сумму 16,0 тыс. рублей.
Таким образом, в период с марта по декабрь 2012 года Учреждением произведена необоснованная оплата 187 суток пребывания на стоянке ООО «Саратовская геодезическая компания» транспортного средства ГАЗ 31105 государственный номер Р530ТН 64 на общую сумму 11,2 тыс. рублей.
В акте проверки от 13.11.2012 отражен факт погашения кредиторской задолженности прошлых лет на общую сумму 21,2 тыс. рублей за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания (ОАО «Волжская ТГК» в сумме 13,4 тыс. рублей, ОАО «СПГЭС» в сумме 4,1 тыс. рублей, СТСЖ «Волга» в сумме 3,7 тыс. рублей). В проверяемом периоде расходование денежных средств, выделенных Учреждению на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, осуществляется в соответствии их целевым назначением. Погашение кредиторской задолженности прошлых лет за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, не производится.
Нарушение п. 3 Приложения № 5 Инструкции 173н в части незаполнения обязательных реквизитов при формировании инвентарных карточек МАУ «ДФОСС» устранено. Учреждением внесены соответствующие дополнения, в части указания:
– местонахождения объекта;
– материально ответственного лица;
– краткой индивидуальной характеристики объекта, перечня составляющих его предметов и его основных качественных и количественных показателей.
В целях устранения нарушения п. 2 ст. 12. Федерального закона РФ от 21.11.1996 № 129-ФЗ, Учреждением перед составлением годовой бухгалтерской отчетности на основании приказа директора МАУ «ДФОСС» от 20.11.2012 № 121 проведена инвентаризация основных средств и материальных запасов, по результатам которой, излишков и недостач не установлено.
При этом Учреждением и Учредителем (управлением по физической культуре и спорту администрации муниципального образования «Город Саратов») в феврале 2013 года при смене руководителя Учреждения по прежнему не были соблюдены требования, установленные постановлением мэра города Саратова от 15.04.2004 № 255 «Об утверждении инструкции о порядке приема и передачи муниципального имущества, бухгалтерской документации и архивных дел при смене руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений», в частности:
– не создана комиссия по приему-передаче муниципального имущества, бухгалтерской документации и архивных дел;
– не оформлен акт приема-передачи с составлением отдельных актов по передаче муниципального имущества с приложением инвентаризационных описей, акта проверки кассы МАУ «ДФОСС», перечня бухгалтерской документации, перечня архивных дел.
Нарушение, отмеченное в акте проверки от 13.11.2012, в части отнесения материальных запасов к основным средствам, устранено. Согласно оборотной ведомости за 2012 год по счету 010100000 «Основные средства» материальные ценности: дверь металлическая (перегородка) в количестве 1 шт. стоимостью 8,6 тыс. рублей, дверь металлическая – 1 шт. стоимостью 21,0 тыс. рублей, дверь металлическая ТОРЕКС – 1 шт. стоимостью 26,1 тыс. рублей, дверь противопожарная – 1 шт. стоимостью 17,2 тыс. рублей, решетка декоративная разъемная – 1 шт. стоимостью 6,4 тыс. рублей выведены из состава основных средств и отнесены к материальным запасам на счет 010500000 «Материальные запасы».
Аналогично в 2012 году Учреждением устранено нарушение, выразившееся в учете основных средств в составе материальных запасов на счете 010500000 «Материальные запасы». Основные средства: калькулятор CITIZEN в количестве 2 шт. общей стоимостью 0,5 тыс. рублей, часы настенные в количестве 3 шт. общей стоимостью 1,3 тыс. рублей выведены из состава материальных запасов и отнесены к основным средствам.
Однако проверкой установлено, что аналогичные нарушения допущены Учреждением и в проверяемом периоде. Например, согласно оборотной ведомости за период с января по сентябрь 2013 года по счету 010500000 «Материальные запасы» по состоянию на 01.01.2013 калькулятор в количестве 1 шт. стоимостью 0,4 тыс. рублей, счетчик МЕРКУРИЙ 230 в количестве 1 шт. стоимостью 3,6 тыс. рублей, числились в составе материальных запасов.
Согласно постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»,
– калькуляторы отнесены к разделу «Техника электронно-вычислительная» и входит во вторую амортизационную группу со сроком полезного использования от 2 до 3 лет включительно;
– счетчик МЕРКУРИЙ 230 предназначен для учета электрической энергии, следовательно, отнесен к разделу «Инструменты и приборы для измерения или проверки количественных характеристик электричества» и входит в четвертую амортизационную группу со сроком полезного использования от 5 лет до 7 лет включительно.
Пунктом 38 Инструкции № 157н определено, что к объектам основных средств относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ (оказании услуг), независимо от стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев.
Таким образом, в нарушение п. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» искажение показателей Баланса (форма 0503730) по состоянию на 01.01.2013 составило:
– по строке 010 «Основные средства» в части занижения на сумму 4,0 тыс. рублей;
– по строке 080 «Материальные запасы» в части завышения на сумму 4,0 тыс. рублей.
В акте проверки от 13.11.2012 отражен факт отсутствия в проверяемом периоде единого порядка отнесения материальных ценностей к соответствующим группам нефинансовых активов, что выразилось в учете материальных ценностей: флаг, рулетка, сетка баскетбольная, лопата совковая, лопата штыковая, пояс предохранительный учитываются как в составе основных средств, так и в составе материальных запасов. В ходе настоящего контрольного мероприятия установлено, что соответствующий порядок в Учетную политику на 2013 год Учреждения внесен не был. В сентябре 2012 года произведено списание сетки баскетбольной со счета 010500000 «Материальные запасы» на основании Акта о списании материальных запасов от 30.09.2012 № 00000195. Остальные одноименные материальные ценности по-прежнему учитываются как в составе основных средств, так и в составе материальных запасов.
В целях устранения нарушения п. 1 ст. 23 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в части отсутствия предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, Учреждением в январе 2013 года заключен договор с ГУЗ «Областной госпиталь для ветеранов войн» от 9.01.2013 № 18/13 на проведение предрейсовых медицинских осмотров на сумму 19,8 тыс. рублей. Послерейсовые медицинские осмотры условиями договора не предусмотрены. Кроме того, приложением № 2 к договору определен список водителей транспортных средств, проходящих предрейсовый медицинский осмотр: М. и Р. (только два водителя из четырех, на момент заключения указанного договора). Согласно путевым листам за февраль, март 2013 года по факту, предрейсовый медицинский осмотр проходил только водитель Б. в количестве 22 раза. М. и Р. предрейсовые медицинские осмотры не проходили.
По условиям договора, оплата МОУ «ДФОСС» производится по факту оказанных услуг на основании акта выполненных работ. Согласно актам выполненных работ от 28.03.2013 № 49, от 31.03.2013 № 80, по состоянию на 01.10.2013 указанный договор исполнен лишь на 0,9 тыс. рублей (4,5 % от суммы договора), что объясняется неявкой водителей к месту проведения медицинского осмотра. Согласно путевым листам, выпуск на линию транспортных средств МАУ «ДФОСС» осуществлял электроник Ф., однако пояснить причину неявки водителей к месту проведения медицинского осмотра Ф. не смог.
На основании изложенного, администрацией МАУ «ДФОСС»:
– не обеспечена явка водителей на место проведения предрейсового медицинского осмотра (пункт 2.5 договора);
– не проинформирован ГУЗ «Областной госпиталь для ветеранов войн» (Исполнитель) об изменении в списочном составе водителей, не оформлено дополнительное соглашение к договору, в части прохождения медицинского осмотра водителя, не указанного в приложении к договору (пункт 2.6 договора);
– не обеспечен контроль за проведением предрейсовых медицинских осмотров (пункт 2.7 договора);
– не заключен договор на проведение послерейсовых медицинских осмотров (п. 1 ст. 23 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Таким образом, несмотря на заключение Учреждением договора на предрейсовые медицинские осмотры, нарушение, отмеченное в акте проверки от 13.11.2012, полностью не устранено, так как цель, обозначенная в договоре МАУ «ДФОСС» с ГУЗ «Областной госпиталь для ветеранов войн», не достигнута.
В целях устранения нарушений, отмеченных в акте проверки от 13.11.2012, в части оформления и достоверности данных, отраженных в путевых листах МАУ «ДФОСС» приняты следующие меры:
– Учетной политикой Учреждения на 2013 год предусмотрен срок действия путевых листов – по мере их заполнения, но не более одного месяца со дня выдачи;
– маршрут движения транспортных средств, а также пройденный километраж отражен во всех путевых листах проверяемого периода.
Следует отметить, что подпись ответственного лица, разрешающего выпуск транспортного средства с места стоянки, и подпись ответственного лица, принимающего транспортное средство, в проверяемом периоде по-прежнему ставится формально. Например, согласно путевому листу № 4В2 за период с 16.04.2013 по 30.04.2013, выпуск и прием автомобиля ГАЗ 31105, государственный номер Р530ТН 64, 27.04.2013 (нерабочий день) осуществил электроник МАУ «ДФОСС». При этом, согласно табелю учета рабочего времени за апрель 2013 года, исполнение должностных обязанностей электроником не подтверждено, то есть отмечен нерабочий день.
Аналогично, согласно путевому листу 4А1 за период с 01.04.2013 по 15.04.2013, выпуск и прием автомобиля ГАЗ 31105, государственный номер Р972ОХ 64 14.04.2013 осуществил электроник МАУ «ДФОСС». Исполнение электроником служебных обязанностей также не подтверждено табелем учета рабочего времени за соответствующую дату.
Кроме того, к проверке представлены путевые листы, в которых отсутствуют подписи ответственного за выпуск (прием) транспортного средства МАУ «ДФОСС». Например, путевые листы на автомобиль ГАЗ 31105, государственный номер Р 530 ТН 64, выданные водителю М. на периоды с 01.12.2012 по 15.12.2012 и с 17.12.2012 по 31.12.2012, не содержат отметок, разрешающих выпуск транспортного средства, также отсутствует подпись лица, принимающего автомобиль.
Путевые листы должны быть оформлены и заполнены в соответствии с разделом III Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевого листа» (далее – Порядок), в частности, в путевом листе дата, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку должны заверяться штампами или подписями лиц, уполномоченных на осуществление выпуска (приема) транспортного средства (пункт 13 Порядка).
Лицом, уполномоченным на осуществление выпуска (приема) транспортного средства в проверяемом периоде, являлся Ф., о чем свидетельствует соответствующая запись в должностных инструкциях электроника МАУ «ДФОСС» (пункт 2.12). В результате, приведенные выше факты указывают на формальное исполнение Ф. своих обязанностей, предусмотренных соответствующим пунктом должностной инструкции электроника МАУ «ДФОСС».
Отмеченное в акте проверки от 13.11.2012 нарушение в части необоснованной выплаты премии сторожам по итогам работы устранено. Учреждением внесены изменения в Положение о материальном стимулировании, сторожа включены в перечень работников, непосредственно занятых оказанием муниципальной услуги «Предоставление в пользование населению муниципальных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений» в части сохранности имущества.
Нарушение, отмеченное в акте проверки от 13.11.2012, в части необоснованной выплаты премии директору МАУ «ДФОСС» Учреждением принято к сведению. В проверяемом периоде выплаты стимулирующего характера руководителю Учреждения осуществляются в соответствии с приказами управления по физической культуре и спорту администрации муниципального образования «Город Саратов».
Аудитор контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Саратов» Е.Л. Юрова